Энциклопедия судебной практики
Международные договоры по вопросам налогообложения
(Ст. 7 НК)
1. НК РФ не подлежит применению только в том случае, если международный договор по-иному регулирует соответствующее правоотношение
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N 9918/09
Судами не учтено, что согласно статье 7 Кодекса о приоритете международного договора положения Кодекса и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о налогах и сборах не применяются только в случае, когда имеются положения международного договора, по-иному регулирующие соответствующие правоотношения.
Согласно статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации о приоритете международного договора положения Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о налогах и сборах не применяются только в случае, когда имеются положения международного договора, по-иному регулирующие соответствующие правоотношения;
Согласно статье 7 НК РФ о приоритете международного договора, положения Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о налогах и сборах не применяются только в случае, когда имеются положения международного договора, по-иному регулирующие соответствующие правоотношения.
2. По вопросам, не урегулированным международным договором, подлежит применению НК РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N 9918/09
По вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства.
По вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства.
По вопросам, не урегулированным международным договором, применяются нормы внутригосударственного российского налогового законодательства
3. Субъекты РФ не могут самостоятельно заключать международные соглашения (в том числе по вопросам налогообложения)
Соответствует установленным обстоятельствам дела и основан на нормах действующего законодательства вывод апелляционной инстанции о неправомерности ссылки истца на подписание Протокола между Администрацией области и Министерством лесной промышленности КНДР. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством КНДР о сотрудничестве в заготовке, комплексной переработке древесины и восстановлении лесов на территории Российской Федерации не наделяло Администрацию области правом на продление настоящего Соглашения либо заключения нового Соглашения. В статьях 18 и 20 названного Соглашения уровень участия органов местной власти в сотрудничестве носит согласовательный характер. Из положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" следует, что заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Субъект Российской Федерации не наделен правомочиями на заключение международных соглашений.
4. Отсутствие в международном договоре нормы об ответственности за просрочку при подаче налоговой декларации не препятствует привлечению налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N 9918/09
Установленный Положением особый порядок реализации налогоплательщиком налоговой обязанности по представлению налоговой декларации не отменяет и не исключает применение норм национального законодательства в части, не урегулированной Соглашением, в том числе о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации.
Поэтому в случае непредставления обществом в срок, определенный пунктом 6 раздела 1 Положения, налоговой декларации применяются положения Кодекса, предусматривающие ответственность за такое правонарушение, в частности статья 119 Кодекса.
Судами установлено и обществом не оспаривается, что налоговые декларации за июнь 2007 года были представлены в инспекцию с пропуском указанного в Положении срока.
При подобных обстоятельствах судами неправомерно признано недействительным решение инспекции о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Кодекса.
Ни Соглашение, ни Положение о порядке взимания косвенных налогов не содержат правил, регламентирующих основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение пункта [о предоставлении налоговой декларации].
Отсутствие в названных Соглашении и Положении иных правил, определяющих основания, условия и порядок привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение срока представления декларации, чем предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, является основанием исходя из нормы статьи 7 НК РФ для применения соответствующих норм Кодекса. Этот вывод следует и из правила пункта 5 раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов о применимости национального законодательства в части, не урегулированной Соглашением.
Невыполнение данной обязанности является основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации, предусмотренной статьей 119 НК РФ.
До принятия постановления Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. N 9918/09 в некоторых арбитражных судах существовала точка зрения о том, что отсутствие в международном договоре нормы об ответственности за несвоевременное предоставление налоговой декларации, препятствует применению положений статьи 119 НК РФ
5. Отсутствие в международном договоре нормы об ответственности за просрочку при подаче налоговой декларации препятствует привлечению налогоплательщика к ответственности по статье 119 НК РФ
В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся Приложением к названному Соглашению, договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров, в том числе установили обязанность по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций.
Однако названное Положение не содержит указания на применение мер налоговой ответственности, предусмотренных как международным соглашением, так и национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Положении срока представления налоговой декларации.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса, относящегося к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся приложением к названному Соглашению, договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров.
Согласно п. 6 разд. I Положения налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Как правильно указал суд первой инстанции, названная правовая норма и Положение в целом не содержит указания на применение мер налоговой ответственности, предусмотренных как международным соглашением, так и национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Положении срока представления налоговой декларации.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть правовым актом, относящимся к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В соответствии с Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизма контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющимся приложением к названному Соглашению, договаривающиеся стороны определили порядок применения, взимания косвенных налогов, обязанности и права налогоплательщиков при импорте товаров, в том числе установили обязанность по представлению в налоговые органы соответствующих налоговых деклараций.
Однако названное Положение не содержит указания на применение мер налоговой ответственности, предусмотренных как международным соглашением, так и национальным законодательством договорившихся стран, за нарушение установленного в Положении срока представления налоговой декларации.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации, относящегося к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации, а у суда отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в удовлетворении его требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.