Энциклопедия судебной практики
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
(Ст. 84 НК)
1. Общие вопросы постановки и снятия с учета налогоплательщиков
1.1. Заявление о постановке на налоговый учет является учетным документом
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2009 г. N А36-2978/2008
Заявление [о постановке на налоговый учет] является учетным документом, на основании которого осуществляется постановка на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения.
1.2. Закон не предусматривает специальных оснований для постановки на учет налогоплательщика в зависимости от вида его деятельности
Налоговым законодательством не предусмотрено специальных оснований для постановки на учет налогоплательщиков по видам деятельности.
1.3. Территориальное управление ФНС России не вправе изменять критерии и порядок налогового учета налогоплательщиков
Изменение границ административно-территориальных образований, а также критериев и порядка налогового учета налогоплательщиков, отличных от тех, которые установлены статьями 83 и 84 НК РФ, не входит в компетенцию территориальных управлений Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
1.4. Налоговый орган не вправе по своей инициативе снимать налогоплательщика с учета
Инспекция N 24, производя снятие Общества с учета с целью последующей постановки на учет в Инспекцию N 14 как налогоплательщика, осуществляющего деятельность в сфере торговли, вышла за пределы своей компетенции. Как правильно указали суды, совершение оспариваемых действий влечет нарушение прав и законных интересов Общества в сфере хозяйственной и иной экономической деятельности, связанных с возникновением дополнительных материальных и временных затрат при осуществлении взаимоотношений с налоговым органом, расположенным не по месту нахождения налогоплательщика.
1.5. В случае изменения местонахождения обособленного подразделения в пределах одного территориального образования организации достаточно уведомить налоговый орган для снятия и постановки этого подразделения на налоговый учет по новому адресу
Пунктом 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если налогоплательщик изменил местонахождение, то необходимо провести процедуру снятия его с учета и постановки на учет, исходя из нового местонахождения, в течение 5 дней.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае изменился лишь адрес обособленного подразделения в связи с окончанием срока аренды, занимаемого ранее помещения, при этом руководство, штатное расписание работников обособленного подразделения, функции последнего не изменились. Изменение местонахождения обособленного подразделения произошло в пределах одного территориального образования - Центрального района города - и оба адреса находятся в пределах компетенции одного налогового органа.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что налоговому органу достаточно было уведомления общества об изменении места нахождения его обособленного подразделения для снятия и постановки его на налоговый учет по новому адресу.
1.6. Закон не предусматривает процедуру сверки расчетов по платежам в бюджет при снятии налогоплательщика с учета при его банкротстве
Суд установил, что общество подало заявление о снятии с налогового учета. К заявлению прилагались документы, подтверждающие процедуру банкротства. При таких обстоятельствах налоговая инспекция должна была снять с учета акционерное общество по месту нахождения обособленного подразделения в течение 14 дней со дня подачи заявления, однако обязанность не выполнила. Довод кассационной жалобы о том, что в силу статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации для снятия с учета необходимо проведение сверки расчетов по платежам в бюджет является необоснованным, поскольку указанная статья Налогового кодекса Российской Федерации не содержит положения о проведении сверки. В жалобе налоговой инспекции отсутствуют ссылки на соответствующую норму материального права.
1.7. Подаче налогоплательщиком заявления о снятии с учета в налоговом органе не должна предшествовать процедура его ликвидации
Вывод суда о том, что подаче заявления налогоплательщиком о снятии с учета в налоговом органе предшествует процедура ликвидации и снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе носит разрешительный характер, не подтверждается нормами налогового законодательства. Толкование п. 5 ст. 84 НК РФ не соответствует буквальному содержанию данной нормы права.
2. Идентификационный номер налогоплательщика
2.1. Положения статьи 84 НК РФ об ИНН не нарушают прав гражданина на свободу частной жизни и на свободу совести и вероисповедания
Нет оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. N 13-В05-12
Нет оснований для вывода о том, что само по себе присвоение физическому лицу без его согласия идентификационного номера налогоплательщика нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан.
[Нет] оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Нет оснований для вывода о том, что само по себе присвоение физическому лицу без его согласия идентификационного номера налогоплательщика нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан.
Нет оснований для вывода о том, что само по себе присвоение физическому лицу без его согласия идентификационного номера налогоплательщика нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан.
2.2. ИНН не содержит в себе информации личного характера, касающейся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица
Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2000 г. N ГКПИ00-402
Суд учитывает, что идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе информации личного характера, касающейся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.
Доводы апелляционной жалобы истца о нарушении положений Федерального закона "О персональных данных" при применении её ИНН, являются несостоятельными.
Из определения идентификационного номера налогоплательщика, данного в Порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 29 июня 2012 года N ММВ-7-6/435@, следует, что идентификационный номер налогоплательщика не содержит в себе какой-либо информации личного характера, касающейся конкретного физического лица. Идентификационный номер налогоплательщика применяется только для реализации контроля за выполнением гражданами обязанности по уплате установленных законом налогов.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2014 г. N 33-24695/14
Суд первой инстанции отказал истцу в признании присвоенного ИНН нарушающим положения гражданского законодательства, другие личные неимущественные права человека, достоинство личности, право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, в частности, указанные истцом, предоставленные ей ст.ст. 2, 19, 28, 29, 37 Конституцией РФ и ст. 1 и 3 ТК РФ права, поскольку идентификационный номер не содержит в себе информации личного характера, касающейся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.
2.3. ИНН не заменяет имя человека, поскольку используется исключительно в целях налогового учета
Идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Поэтому наличие в идентификационном номере некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер; идентификационный номер не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета.
Идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, определенному на уровне федерального закона, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека.
Идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, определенному на уровне федерального закона, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2014 г. N 33-24695/14
Идентификационный номер не заменяет имя человека, не может отождествляться с именем человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета. Идентификационный номер налогоплательщика используется налоговым органом в качестве номера учетного дела организации и физического лица.
Идентификационный номер налогоплательщика по своему предназначению, подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета и не заменяет имя человека.
2.4. Допустимо изменение ИНН, если это продиктовано религиозными убеждениями налогоплательщика
Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2006 г. N 13-В05-12
В тех случаях, когда в идентификационном номере, присвоенном налогоплательщику, окажется некое число, затрагивающее его религиозные чувства, налогоплательщик не лишен возможности поставить перед налоговым органом вопрос об изменении идентификационного номера, чему нормы Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют.
В тех случаях, когда в идентификационном номере, присвоенном налогоплательщику, окажется некое число, затрагивающее его религиозные чувства, налогоплательщик не лишен возможности поставить перед налоговым органом вопрос об изменении идентификационного номера, чему нормы Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют.
Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.
Налоговый кодекс РФ не препятствует изменению идентификационного номера в случаях, когда такая необходимость продиктована религиозными убеждениями налогоплательщика.
2.5. Порядок присвоения ИНН регулируется исключительно нормами законодательства о налогах и сборах
Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2000 г. N ГКПИ00-402
Присвоение идентификационного номера налогоплательщика является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах, а не нормами гражданского и семейного законодательства.
Присвоение идентификационного номера налогоплательщика является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах, а не нормами гражданского законодательства.
Присвоение идентификационного номера налогоплательщика является действием, которое регулируется законодательством о налогах и сборах, а не нормами гражданского законодательства.
2.6. Закон допускает присвоение ИНН без волеизъявления лица на это
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июня 2014 г. N 33-24695/14
Присвоение ИНН истцу в отсутствие ее волеизъявления на то не противоречит нормам НК РФ, в полной мере соответствует законодательству о налогах и сборах Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.