Энциклопедия судебной практики
Налог на имущество организаций. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
(Ст. 378.2 НК)
1. Пункт 7 ст. 378.2 НК РФ устанавливает обязанность размещения перечня объектов недвижимого имущества, указанного в п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, на официальном сайте уполномоченного органа в определенный срок
Апелляционный суд верно указал, что перечень соответствующих объектов недвижимости формируется исключительно в соответствии с критериями, установленными в законе о налоге на имущество субъекта Российской Федерации, носит вторичный, информационный характер, так как представляет собой особую форму доведения соответствующих сведений до налогоплательщиков и сам по себе не содержит каких-либо новых условий или изменений порядка налогообложения, установленного законом.
Суды правильно учли, что пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено опубликование указанного перечня в общем (самостоятельном) порядке, а установлена обязанность его размещения на официальном сайте уполномоченного органа в определенный этой статьей срок.
2. Понятие здания (помещения) как административно-делового центра применяется в случае его использования в том числе в коммерческих целях
Согласно части 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, законодатель определяет понятие здания (помещения) как административно-делового центра в случае его использования в том числе в коммерческих целях.
3. В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, в течение налогового периода не могут быть добавлены новые объекты
Доводы Общества об уклонении судов первой и апелляционной инстанций от предмета спора являются несостоятельными, поскольку содержание судебных актов и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют об исследовании вопроса о возможности включения спорного объекта в Перечень на 2015 год при установленных судами фактических обстоятельствах, по результатам оценки которых суды обоснованно и правомерно указали на законность вынесения оспариваемого отказа, основанного на том, что нормами закона не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в Перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.
Суды применили нормы права, изложенные в пункте 7 статьи 378.2 НК РФ во взаимосвязи с нормами абзацев 1 и 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, и сделали правильный вывод о невозможности внесения изменений в течение налогового периода в Перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов.
Довод АО о неясности, почему утверждение Перечня один раз в год препятствует внесению в него изменений путем включения конкретного объекта, но не препятствует внесению в этот же Перечень изменений путем исключения конкретного объекта, свидетельствует лишь о внесистемном толковании Обществом положений статьи 378.2 НК РФ.
Так, если положения абзаца 1 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ запрещают дополнять Перечень новыми объектами в текущем году, то в отношении запрета на исключение объектов из Перечня, ранее ошибочно в него включенных, ни в указанной правовой норме, ни в иных нормативных правовых актах запрета не содержится.
Таким образом, доводы АО о возможности включения в Перечень на 2015 год ранее не включенного в него объекта подлежат отклонению, поскольку в силу специфики процедуры установления подлежащих включению в него объектов и отсутствия законодательно утвержденного порядка установления вида фактического использования зданий, объект не был включен в Перечень в 2014 году.
4. Управление Росреестра по субъекту РФ не вправе определять кадастровую стоимость недвижимого имущества для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Суды, правильно указали, что из положений Налогового кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, не следует, что кадастровая стоимость объектов капитального строительства в городе Москве может определяться Управлением Росреестра по Москве, в связи с чем, применение инспекцией письма Управления Росреестра об определении кадастровой стоимости здания, расположенного по [конкретному] адресу, неправомерно.
5. По смыслу ст. 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не вправе самостоятельно устранить техническую ошибку в перечне объектов недвижимого имущества
Суды правомерно указали, что в силу со ст. 378.2 НК РФ и Закона N 135-ФЗ уполномоченный орган не вправе самостоятельно устранять техническую ошибку.
6. Если в нормативном акте исполнительного органа субъекта РФ не установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости, в целях исчисления налога на имущество организаций налогоплательщик вправе применять кадастровую стоимость здания в размере, указанном в кадастровом паспорте
В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база указанного здания определяется как его кадастровая стоимость.
В постановлении Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП указаны результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2013.
Суды установили, что в данном постановлении кадастровая стоимость здания, являющегося для общества объектом налога на имущество, не определена.
Заявитель, в связи с отсутствием в постановлении Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП кадастровой стоимости здания, в 1-м квартале 2014 принял налоговую базу в размере кадастровой стоимости здания, указанной в кадастровом паспорте.
В п. 7 ст. 3 НК РФ сказано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Принимая во внимание обстоятельства данного дела, судами указано, что обществом правомерно принята кадастровая стоимость здания в размере, указанном в кадастровом паспорте.
7. П. 7 ст. 382 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
При этом, данная норма права не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества, поскольку таковой должен быть определен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе, торговые центры (комплексы) и помещения в них, т.е. пункт 7 статьи 378.2 НК РФ закрепляет обязанность уполномоченного органа.
8. Определение объектов для перечня объектов недвижимого имущества является обязанностью уполномоченного органа и не носит обязательного заявительного порядка со стороны налогоплательщика
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, отметив, что определение объектов для Перечня является обязанностью именно уполномоченного органа и не носит обязательного заявительного порядка со стороны общества, указав, что, утверждая кадастровую стоимость названных объектов - здания и земельного участка в 2012 год, а также включая их в аналогичный перечень на 2014 год, Комитет по управлению имуществом Саратовской области знал о существовании данных объектов и их предназначении, пришёл к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае оспариваемое бездействие административного органа не соответствует положению пункта 7 статьи 378.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя на равный с иными налогоплательщиками подход к определению налогооблагаемой базы при наличии у имущества всех критериев, позволяющих отнести его к объекту, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
9. Суд вправе обязать уполномоченный орган внести изменения в ранее изданный перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, путем включения в него нового объекта
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, отметив, что определение объектов для Перечня является обязанностью именно уполномоченного органа и не носит обязательного заявительного порядка со стороны общества, указав, что, утверждая кадастровую стоимость названных объектов - здания и земельного участка в 2012 год, а также включая их в аналогичный перечень на 2014 год, Комитет по управлению имуществом знал о существовании данных объектов и их предназначении, пришёл к обоснованному выводу о том, что в данном конкретном случае оспариваемое бездействие административного органа не соответствует положению пункта 7 статьи 378.2 НК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя на равный с иными налогоплательщиками подход к определению налогооблагаемой базы при наличии у имущества всех критериев, позволяющих отнести его к объекту, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В качестве восстановления прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обязал Комитет по управлению имуществом принять решение в установленной форме о внесении изменений в ранее изданное распоряжение об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 г., путем включения в данный Перечень здания ТРЦ, а также обязал Комитет по управлению имуществом направить данные изменения в налоговый орган и разместить на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммунационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.