Энциклопедия судебной практики
Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда
(Ст. 282 ГК)
1. У собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него участок, он вправе требовать компенсации убытков, причиненных таким изъятием
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 февраля 2013 г. N ВАС-78/13
По смыслу статей 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации условия выкупа земельного участка, в том числе условие о выкупной цене, определяются соглашением собственника и уполномоченного органа; в случае несогласия собственника об изъятии у него земельного участка или недостижения соглашения об условиях выкупа соответствующие вопросы могут быть разрешены судом по иску уполномоченного органа о выкупе земельного участка. Ни комитет, ни учреждение с таким иском в суд не обращались.
У собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок в отличие от уполномоченных органов, принявших решение об изъятии земельного участка. При этом собственник земельного участка имеет право на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка.
По смыслу статей 281, 282 ГК РФ [в ред. до 01.04.2015 г.] у собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, отсутствует право требовать выкупить у него земельный участок, собственник вправе требовать компенсации убытков, причиненных таким изъятием.
2. Нормы ст.ст. 281, 282 ГК РФ создают необходимую правовую основу порядка изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем выкупа
Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 947-О-О (пункт 2)
Положения ст. ст. 279, 282 ГК РФ и ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, конкретизирующие статью 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации о недопустимости принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, не предполагают произвольное изъятие земельного участка и жилого помещения, а требуют исследования фактических обстоятельств, доказывания обоснованности и необходимости такого изъятия, направлены на обеспечение собственникам (владельцам) недвижимого имущества гарантий предварительного возмещения при осуществлении названной процедуры. Таким образом, данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителей в указанном ими аспекте.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2013 г. N 819-О (пункт 2)
Статья 281 ГК РФ, регламентирующая порядок определения платы за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупной цены), сроков и других условий выкупа, и статья 282 ГК РФ, определяющая компетенцию государственного органа, принявшего решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, по выкупу земельного участка, направлены за защиту имущественных прав собственников земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд, создают - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем выкупа (статья 35, часть 3, Конституции РФ) и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы заявителя с учетом возможности использования иных способов защиты нарушенных прав.
3. Правовая природа правоотношений по изъятию земельного участка для государственных (муниципальных) нужд отлична от правовой природы правоотношений по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2013 г. N ВАС-12462/12
Из системного толкования положений статей 282, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правовая природа правоотношений по изъятию земельного участка для муниципальных нужд отлична от правовой природы правоотношений по урегулированию разногласий, возникших при заключении договора.
Наличие специального порядка выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд в судебном порядке в случае, когда собственник изымаемого земельного участка не согласен с выкупной ценой земельного участка, предусматривающего право на обращение с соответствующем заявлением в суд для государственных (муниципальных) органов, принявших решение об изъятии земельного участка, не устанавливает возможность обращения собственника изымаемого земельного участка с требованиями, предусмотренными статьями 445 и 446 ГК РФ.
4. Право на предъявление иска о принудительном выкупе земельного участка предоставлено только органу, принявшему решение об изъятии земельного участка
Определение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 307-ЭС14-8006
Право требовать выкупа земельного участка при наличии возражений собственника земельного участка относительно выкупной цены принадлежит только исполнительному органу государственной власти, принявшему решение об изъятии этого участка. Собственник земельного участка имеет право на возмещение убытков, причиненных изъятием земельного участка.
5. Спор об определении каких-либо условий выкупа не может быть инициирован до принятия уполномоченным органом соответствующего решения об изъятии земельного участка
Соглашение о выкупе имущества для государственных нужд заключается в случае достижения между собственником и уполномоченным органом согласия по всем существенным условиям такой сделки. В противном случае вопрос об изъятии имущества и условиях такого изъятия, в том числе о размере компенсации за изымаемое имущество, разрешается судом. Действующим законодательством необходимость заключения соглашения по изъятию имущества после разрешения этого вопроса судом не предусмотрена.
Решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка. Фактическое изъятие земельного участка производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда.
В соответствии со статьей 282 Гражданского кодекса РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Таким образом, решение об изъятии земельного участка является основанием для проведения оценки и последующего заключения с лицом, у которого изымается недвижимое имущество, соглашения об изъятии земельного участка. Фактическое изъятие земельного участка производится только после заключения соглашения, а в случае, если соглашение не заключено в установленный срок - в судебном порядке на основании решения суда.
Исходя из содержания пунктов 3, 4 ст. 279 и ст. 282 ГК РФ процедура изъятия земельного участка предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии участка и непосредственное изъятие. Соблюдение данной процедуры, предшествующей отчуждению спорного объекта у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу.
6. Органом, уполномоченным представлять РФ в споре по требованию об изъятии земельного участка для федеральных нужд, является орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об изъятии земельного участка
По смыслу статьи 282 ГК РФ органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по требованию об изъятии земельного участка для федеральных нужд при несогласии собственника с решением об изъятии у него земельного участка либо при недостижении соглашения о выкупной цене или других условиях выкупа, является орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решения об изъятии земельного участка.
Исходя из изложенного органом, уполномоченным представлять Российскую Федерацию в споре по рассматриваемому делу, должен выступать орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит принятие решений об изъятии земельных участков для размещения федеральных автомобильных дорог.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.