Энциклопедия судебной практики
Земельный налог. Общие положения
(Ст. 387 НК)
1. Для введения земельного налога необходимо издание органом муниципального образования соответствующего нормативного акта
В соответствии с пунктом 1 статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, для введения земельного налога на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации с последующим применением положений главы 31 НК РФ необходимо издание органом муниципального образования соответствующего нормативного акта.
2. Пункт 2 ст. 387 НК РФ устанавливает обязательные требования к содержанию нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об установлении земельного налога
Абзац 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязательные требования к содержанию нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об установлении земельного налога, к числу которых в том числе относятся и определение налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налога.
3. Установление льгот по земельному налогу - это право, но не обязанность представительного органа муниципального образования
Право представительных органов муниципальных образований устанавливать льготы по земельному налогу закреплено во втором абзаце пункта 2 статьи 387 НК РФ.
4. Нахождение земельного участка в пределах земель федерального значения не является основанием для неприменения льгот по земельному налогу
Согласно статье 15 Кодекса земельный налог относится к местным налогам. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 387 Кодекса при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Принадлежность земельного участка к землям федерального значения не является основанием для неприменения льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах.
5. Если спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для историко-культурной деятельности" и на нем расположен Дом культуры, налогоплательщик вправе применить льготу по земельному налогу, связанную с деятельностью в области образования, культуры, здравоохранения
Из решения инспекции следует, что ЗАО является собственником земельного участка с разрешенным видом использования "для историко-культурной деятельности", на котором расположен Дом культуры, являющийся структурным подразделением общества.
При исчислении земельного налога по указанному земельному участку общество применило льготу, установленную Решения Совета народных депутатов, согласно которому от налогообложения освобождаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в сфере образования, культуры, здравоохранения.
Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении обществом указанной льготы, поскольку согласно ответу администрации вышеуказанная льгота распространяется только на хозяйствующие субъекты, непосредственно осуществляющие свою деятельность в сфере образования, культуры, здравоохранения, к которым ЗАО не относится, и доначислил земельный налог.
Признавая недействительным решение инспекции в указанной части, суды пришли к правильному выводу о наличии у общества право на льготу в отношении спорного земельного участка.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц к числу дополнительных видов деятельности общества относится деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа, которая соответствует деятельности, относимой к прочей деятельности в области культуры.
Спорный земельный участок имеет разрешенный вид использования "для историко-культурной деятельности" и используется только для размещения Дома культуры и данной деятельности. Иного налоговым органом не доказано.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии у ЗАО права на льготу в отношении данного земельного участка является верным.
6. Налогоплательщик имеет право на льготы по земельному налогу, если земельные участки сформированы в установленном порядке и используются по назначению, указанному в решении муниципального образования
Согласно уставу МАОУ ДОД ДЮСШ предметом деятельности учреждения является оказание населению физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, а также услуг по организации и проведению физкультурно-оздоровительного досуга и спортивных мероприятий.
Учреждением земельные участки использовались для проведения соревнований "Веселые старты" среди ДОУ города, для занятия волейболом населения, для организации учебно-тренировочного процесса ДЮСШ олимпийского резерва, для проведения 3 тура чемпионата по мини-футболу, для проведения тренировок подросткового клуба. Из отчета о выполнении предоставленной субсидии следует также, что проведены Первенство и Чемпионат города по черлидингу.
Из акта приемки в эксплуатацию здания (сооружения), кадастровых паспортов, свидетельств о государственной регистрации права, плана-схемы, паспортов на спортивные снаряды, представленных учреждением, следует, что земельные участки, которые сформированы в установленном порядке, используются под эксплуатацию стадиона, который представляет собой единый объект, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением.
В состав стадиона входят спортивная площадка с резиновым покрытием с ограждением, спортивный корпус, турник, брусья, гимнастический комплекс, трибуна, баскетбольное кольцо, лабиринт, ворота, которые расположены на земле и служат для целей физкультуры и спорта.
При этом доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект не соответствует признакам единого спортивного сооружения - стадиона, налоговым органом не представлено.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что условия предоставления льготы по земельному налогу, предусмотренные в решении Городской думы "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования", учреждением соблюдены, льгота использована налогоплательщиком в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 января 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.