Энциклопедия судебной практики
Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
(Ст. 38 Закона "Об исполнительном производстве")
1. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения представляет собой перенос срока их совершения и применения в целях правильного исполнения вступившего в законную силу судебного акта
Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 558-О-О
Положения статьи 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", предоставляющие судебному приставу-исполнителю право отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней, не допускают их произвольного применения и, как направленные на правильное исполнение вступившего в законную силу судебного постановления, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.
Согласно п. 1 ст. 38 ФЗ "Об исполнительном производстве" отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения представляет собой перенос срока их совершения или применения.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.
По смыслу указанной нормы отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения представляет собой перенос срока их совершения и применения при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12 апреля 2012 г. N 33-4119/2012
Отложение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения не что иное, как перенос уже назначенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий и мер принудительного исполнения на другое более позднее время. В силу этого отложение указанных действий и мер по юридической природе сходно с отсрочкой исполнения судебного акта или акта иного органа. Отличие отложения от отсрочки заключается в том, что таким полномочием обладает не только орган, выдавший исполнительный документ, но и судебный пристав-исполнитель, который вправе принять такое решение без предварительного уведомления органа, выдавшего исполнительный документ, что обеспечивает оперативность в рассмотрении и разрешении соответствующего вопроса.
2. В рамках исполнительного производства могут быть отложены исполнительные действия или меры принудительного исполнения, или одновременно исполнительные действия и меры принудительного исполнения
Согласно ч.1 и ч.4 ст. 38 Федерального закона от 02.10.2007 г. N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
По смыслу указанной нормы закона в рамках исполнительного производства могут быть отложены исполнительные действия и (или) меры принудительного исполнения.
3. Законодательство не содержит прямого указания на то, что только при наличии вступившего в законную силу судебного акта имеются правовые основания для отложения исполнительных действий
Как верно отметил суд в решении, в ст. 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" отсутствует прямое указание на то, что только при наличии вступившего в законную силу судебного акта имеются правовые основания для отложения исполнительных действий.
4. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, подлежит обжалованию
Определение Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 г. N 558-О-О
Федеральным законодательством прямо предусмотрено право судебного обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлениями (статья 441 ГПК [Гражданского процессуального кодекса] Российской Федерации, статья 128 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве").
При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные доводы о необходимости отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, возможные возражения относительно такого отложения по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
По смыслу ст. 6 Конвенции [о защите прав человека и основных свобод ETS N 005] исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть "судебного разбирательства".
Формой воздействия судов на процесс исполнения решения является обеспечение законности действий, совершаемых в процессе принудительного исполнения, путем как предварительного разрешения ряда важнейших исполнительных действий (приостановление исполнительного производства, замена стороны исполнительного производства и др.), а также путем рассмотрения заявлений и жалоб участников исполнительного производства.
С учетом этого, при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей, а также вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
5. Судебный пристав-исполнитель не вправе по своей инициативе или по ходатайству взыскателя отложить исполнительные действия, подлежащие немедленному исполнению
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 38 Федерального Закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.
Между тем, указанную норму нельзя толковать в отрыве от положений ч. 4 ст. 36 этого же Закона [Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"].
По смыслу ст. 38 Федерального Закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] в контексте с требованиями ч. 4 ст. 38 Федерального Закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"], судебный пристав исполнитель, в отсутствии соответствующего судебного акта об отложении, по ходатайству должника вправе отложить исполнительные действия, за исключением действий, подлежащих немедленному исполнению, в данном случае, действий по исполнению содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного работника.
6. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в отсутствие судебного акта об этом является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя, реализация которого возможна только при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий
Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 4 статьи 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года] N 229-ФЗ ["Об исполнительном производстве"].
Содержание приведенных норм закона указывает, что отложение исполнительных действий является правом судебного пристава-исполнителя и возможно при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий.
Исполнительные действия могут быть отложены судебным приставом-исполнителем только по заявлению взыскателя, а не должника, либо по собственной инициативе судебного пристава-исполнителя при наличии достаточных оснований, препятствующих своевременному исполнению судебного акта.
Действующее законодательство предоставляет судебному приставу-исполнителю право при исполнении исполнительного документа самостоятельно, по своей инициативе, принимать решения об отложении исполнительных действий. При этом ФЗ [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" не содержит никаких указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, оставляя оценку этого на усмотрение судебного пристава-исполнителя, и никаких ограничений, препятствующих отложению исполнительных действий.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из положений ст. 38 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по собственной инициативе на срок не более десяти дней, о чем им выносится постановление. По мнению суда первой инстанции, признание должника потерпевшей по уголовному делу, ухудшение ее состояния здоровья являются исключительными и достаточными основаниями для отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.
В законе не определен перечень оснований, при наличии которых судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия, однако судебным приставом-исполнителем, исходя из конкретных обстоятельств, самостоятельно может быть принято решение об отложении исполнительных действий. Вместе с тем отложение исполнительных действий является исключительной мерой, которая должна применяться лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда (совершение исполнительных действий).
Действующее законодательство предоставляет судебному приставу-исполнителю право при исполнении исполнительного документа самостоятельно, по своей инициативе принимать решения об отложении исполнительных действий. При этом [Федеральный] Закон [от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] не содержит никаких указаний на то, какие именно обстоятельства могут служить основанием для отложения исполнительных действий, оставляя оценку этого на усмотрение судебного пристава-исполнителя, и никаких ограничений, препятствующих отложению исполнительных действий.
Судебный пристав-исполнитель, руководствуясь положениями ст. 38 Федерального закона [от 02.10.2007 N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", сочла указанное в постановлении обстоятельство - подача мировому судье заявления о прекращении названного исполнительного производства - важным и достаточным для отложения исполнительных действий. Обоснованность такой позиции судебного пристава-исполнителя не вызывает сомнений, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 439 ГПК РФ и ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращение с заявлением о прекращении названного исполнительного производства предполагает наличие обстоятельств, свидетельствующих об окончательной утрате возможности исполнения исполнительного документа.
С учетом указанного вывод суда первой инстанции о наличии оснований, препятствующих исполнению требований исполнительного документа, и о наличии в связи с этим у судебного пристава-исполнителя права для вынесения постановления об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству является правомерным.
7. Должник не вправе ходатайствовать перед судебным приставом-исполнителем об отложении исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, но вправе предоставить сведения, которые могут повлечь отложение исполнительных действий по инициативе судебного пристава-исполнителя
Суд верно исходил из того, что поскольку N является должником по исполнительному производству, она не наделена правом на обращение к судебному приставу-исполнителю с заявлением об отложении исполнительных действий и сам по себе отказ судебного пристава-исполнителя в отложении исполнительных действий не противоречит требованиям статьи 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве". Данное обстоятельство не препятствует сообщению должником судебному приставу-исполнителю о возникновении обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, с предоставлением доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, для принятия судебным приставом-исполнителем решения об отложении исполнительных действий по собственной инициативе.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку приведенные выше положения статьи 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" прямо не предусматривают возможность отложения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем по заявлению должника, что, однако, не исключает возможность предоставления должником судебному приставу-исполнителю сведений, которые могут повлечь отложение исполнительных действий по инициативе судебного пристава-исполнителя.
Судебный пристав-исполнитель, руководствуясь положениями ст. 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве", сочла указанное в постановлении от обстоятельство - подача мировому судье заявления о прекращении названного исполнительного производства - важным и достаточным для отложения исполнительных действий.
Обоснованность такой позиции судебного пристава-исполнителя не вызывает сомнений, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 439 ГПК [Гражданского процессуального кодекса] РФ и ст. 43 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" обращение с заявлением о прекращении названного исполнительного производства предполагает наличие обстоятельств, свидетельствующих об окончательной утрате возможности исполнения исполнительного документа.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для вынесения постановления об отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству, не противоречит действующему законодательству.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.
Таким образом, закон прямо не предусматривает возможность отложения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем по заявлению должника, что, однако, не исключает возможность предоставления должником судебному приставу-исполнителю сведений, которые могут повлечь отложение исполнительных действий по инициативе судебного пристава-исполнителя.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 12 апреля 2012 г. N 33-4119/2012
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней.
Однако это не означает, что соответствующее заявление не может быть подано судебному приставу-исполнителю должником; при поступлении заявления должником судебный пристав-исполнитель может использовать своё право на отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по собственной инициативе. Учитывая, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для отложения исполнительного производства - это наличие судебного акта, предоставившего отсрочку исполнения судебного решения, несмотря на то, что он не вступил в законную силу, он вправе был в силу упомянутой выше ч. 1 ст. 38 по собственной инициативе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней, что им и было сделано на период с 04 по 17.10.2011, с учётом выходных дней.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 33-2932/2012
Несмотря на то, что в силу положений ч. 1 ст. 38 ФЗ [Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" отложение исполнительных действий является правом судебного пристава-исполнителя, исполнительные действия могут быть отложены только при наличии оснований, препятствующих исполнению требований исполнительного документа в установленный ст. 36 ФЗ [Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" срок.
Учитывая, что закон прямо не предусматривает возможность отложения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем по заявлению должника в отсутствие заявления взыскателя, что, однако, не исключает возможность предоставления должником судебному приставу-исполнителю сведений, которые могут повлечь отложение исполнительных действий по инициативе судебного пристава-исполнителя.
8. Судебный пристав исполнитель не ограничен в количестве отложений исполнительных действий, которые может совершить в рамках одного исполнительного производства
Определение Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-8033
Вопреки доводам заявителя часть 1 статьи 38 [Федерального] Закона [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] об исполнительном производстве не устанавливает ограничения по количеству отложений исполнительных действий, которые может совершить судебный пристав-исполнитель в рамках одного исполнительного производства.
Однако в каждом случае при вынесении постановления об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен исходить из наличия объективных оснований, препятствующих исполнению и свидетельствующих о необходимости отложения исполнительных действий.
Не устанавливает указанный Закон [Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] и ограничений по количеству отложений исполнительных действий в период исполнения соответствующего исполнительного документа, в связи с чем такое решение может приниматься судебным приставом-исполнителем неоднократно при наличии объективных оснований.
Не устанавливает Федеральный закон [от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ] "Об исполнительном производстве" и ограничений по количеству отложений исполнительных действий в период исполнения соответствующего исполнительного документа. Такое решение может приниматься судебным приставом-исполнителем неоднократно при наличии объективных оснований для этого.
Определение Свердловского областного суда от 17 января 2012 г. N 33-181/2012
Вопреки доводам заявителя Закон [Федеральный закон от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"] не содержит ограничения количества отложений приставом-исполнителем исполнительных действий и не обуславливает их отложение невозможностью их исполнения.
9. В случае отложения судебным приставом-исполнителем применения мер принудительного исполнения процедура реализации арестованного имущества приостанавливается, а после истечения срока отложения - продолжается
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 38 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней. Об отложении или отказе в отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем и копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.
Пункт 42 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного Приказом ФССП РФ N 347, Росимущества N 149 от 25.07.2008 (далее - Порядок), устанавливает, что если исполнительное производство, в рамках которого арестованное имущество передано на реализацию, приостановлено, исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения отложены либо предоставлена отсрочка или рассрочка, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в территориальный орган ФССП России и в Росимущество (специализированные организации) копию соответствующего постановления или определения.
Из системного толкования вышеизложенных норм следует, что в случае принятия судебным приставом - исполнителем либо судом решения об отложении мер принудительного исполнения, процедура реализации арестованного имущества приостанавливается, а после истечения срока отложения применения мер принудительного исполнения процедура реализации арестованного имущества продолжается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Закона Российской Федерации от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об исполнительном производстве" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, кандидатом юридических наук Д.В. Лоренцем, Азымовой М.Р., Комлевым Е.Ю., Рожковой Ю.Е., Шумилиным П., Михайлевской М.