Энциклопедия судебной практики
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок
(Ст. 107 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. При рассмотрении дел о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок суд исходит из принципа персональной ответственности каждого должностного лица
Поскольку в Федеральном законе "О контрактной системе ..." [от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ] персональный принцип принятия решений членами конкурсной (аукционной) комиссии сохранен, с учетом положений статьи 107 Закона, статьи 2.4 КоАП РФ при рассмотрении дел данной категории также следует исходить из персональной административной ответственности за незаконное решение комиссии каждым ее членом.
2. Квалификация правонарушения в сфере госзакупок как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений
Решение Тюменского областного суда от 01 февраля 2016 г. по делу N 21-39/2016
Указание в жалобе на малозначительность вменяемого административного правонарушения не принимается во внимание, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Несоблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд нарушает единый действующий порядок проведении аукциона, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов и учреждений, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, выступающего гарантом исполнения закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.
Исходя из объекта вменяемого правонарушения, обстоятельств дела, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Решение Тюменского областного суда от 17 февраля 2016 г. по делу N 21-66/2016
Нахожу, что содержащееся в жалобе в вышестоящий суд утверждение о малозначительности вменяемого административного правонарушения, основанием к отмене обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не являются, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в то время, как несоблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд нарушает единый действующий порядок проведении аукциона, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов и учреждений, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, выступающего гарантом исполнения закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.
Исходя из объекта вменяемого правонарушения, обстоятельств дела, поскольку ООО было необоснованно допущено к участию в аукционе, а негативные последствия были предотвращены вне действий лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется.
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 сентября 2015 г. по делу N 21-805/2015
Действиями члена единой комиссии по осуществлению закупок Учреждения нарушен установленный действующим законодательством порядок определения поставщика товаров, работ, услуг, состав правонарушения является формальным и не требует причинение существенного вреда охраняемым общественным отношениям и наступление вредных последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, установлении избирательного подхода при решении вопроса о допуске участников закупки, что в свою очередь влечет ущемление прав и законных интересов иных лиц.
3. Если состав правонарушения в сфере осуществления госзакупок является формальным, при вынесении решения о малозначительности такого правонарушения следует учитывать значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности
Решение Саратовского областного суда от 06 июня 2016 г. по делу N 21-332/2016
Состав правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, не охватывает вред и тяжесть наступивших в результате правонарушения последствий, и диспозиция этой нормы не связывает привлечение к административной ответственности с размером вреда или тяжестью наступивших последствий.
При таких обстоятельствах должна учитываться значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности.
Предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ несоблюдение требований законодательства при проведении аукциона нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права добросовестных участников проведения аукциона, предполагающих соблюдение требований закона всеми остальными участниками и рассчитывающих на добросовестную конкуренцию, означающую проведение аукциона с соблюдением всех требований законодательства.
Таким образом, с учётом характера совершенного ФИО административного правонарушения и степени его общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Решение Саратовского областного суда от 06 июня 2016 г. по делу N 21-373/2016
Состав правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, то есть вред и тяжесть наступивших в результате правонарушения последствий данный состав не охватывает, и диспозиция этой нормы не связывает привлечение к административной ответственности с размером вреда или тяжестью наступивших последствий. Санкция части 11 статьи 7.30 КоАП РФ предусматривает штраф в значительном размере при отсутствии альтернативных, более мягких видов наказания.
При таких обстоятельствах должна учитываться значимость тех отношений, на защиту которых направлено установление административной ответственности.
Предусмотренное частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ несоблюдение требований законодательства при осуществлении закупок нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать требования закона при осуществлении размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества, а также нарушает права субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, с учётом характера совершенного ФИО административного правонарушения и степени его общественной опасности, оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.