Энциклопедия судебной практики
Эксперты, экспертные организации
(Ст. 41 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Закон не возлагает на заказчиков обязанность по привлечению исключительно независимых экспертных организаций к проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом
Довод общества о том, что при проведении экспертного исследования, результаты которого представлены учреждением в материалы дела, допущены нарушения норм ст. 41 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в том, что эксперт является должностным лицом истца, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с данным Законом.
Следовательно, законодательство не возлагает на заказчиков обязанность по привлечению исключительно независимых экспертных организаций к проведению экспертизы, а предоставляет право выбора на свое усмотрение: экспертизу осуществлять собственными силами заказчика (внутреннюю экспертизу); экспертизу осуществлять с привлечением экспертов, экспертных организаций на основе договора (внешнюю экспертизу).
В пункте 3.8 контракта стороны определили, что заказчик до подписания акта приемки оказанных услуг своими силами, а при необходимости с привлечением независимых экспертов за свой счет проводит экспертизу услуг в соответствии с требованиями, установленными Законом N 44-ФЗ. Заказчик подписывает акт приемки оказанных услуг в течение 5 рабочих дней после его получения или дает мотивированный отказ от его подписания в случае установления факта несоответствия качества услуг или иных условий, предусмотренных контрактом. Акт приемки оказанных услуг подписывается заказчиком только в случае положительного заключения экспертизы услуг. Согласно части 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Законом.
Администрация, руководствуясь Законом N 44-ФЗ и условиями контракта, <дата> своими силами провела экспертизу оказанных услуг, по результатам которой пришла к выводу о несоответствии их условиям контракта. 16 октября 2014 года исполнитель с учетом исправлений повторно сдал результаты услуг. Заказчик, повторно проверив результат оказанных услуг, пришел к выводу о несоответствии результатов условиям контракта, неустранении исполнителем недостатков, поэтому не принял работы.
Ссылка общества на несоответствие экспертного заключения (составленного должностным лицом администрации) требованиям статьи 41 Закон N 44-ФЗ несостоятельна, поскольку по общему правилу для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Законом (часть 3 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).
2. Предоставление заказчиком председателю Единой комиссии права выносить на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов, не подменяет реализацию права самого заказчика на привлечение экспертов и не нарушает процедуры в сфере закупок
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях организации осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд администрацией города Владивостока принято постановление от 17 января 2014 года N 110 (ред. от 04.06.2014) "О создании единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального заказчика-администрации города Владивостока" (вместе с "Положением о единой комиссии"). В подпункте 3 пункта 5.2 указанного постановления предусмотрено право председателя комиссии выносить на обсуждении Единой комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов в случае необходимости.
Суд, удовлетворяя требования [прокурора о признании противоречащим и недействующим с момента принятия подпункт 3 пункта 5.2 Положения], указал, что предоставление председателю Единой комиссии права выносить на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов ставит под угрозу принципы противодействия коррупции, установленные статьей 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Между тем, с выводом суда нельзя согласиться, поскольку он сделан без анализа норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Предоставление заказчиком председателю Единой комиссии права выносить на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов не подменяет реализацию права самого заказчика на привлечение экспертов. Обсуждение такого вопроса не влияет на процедуру привлечения экспертов заказчиком.
Таким образом, оспариваемая норма не содержит нарушение процедуры в сфере закупок, которое ставит под угрозу какие-либо принципы, закрепленные в законодательстве о противодействии коррупции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 сентября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.