Энциклопедия судебной практики
Заключение контракта по результатам конкурса
(Ст. 54 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Заказчик не вправе устанавливать в конкурсной документации обязанность участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт
Суды установили, что в пункте 6 заявки на участие в открытом конкурсе (приложение N 3 к конкурсной документации) указано: "в случае если наши предложения будут лучшими после предложений победителя открытого конкурса, а победитель открытого конкурса будет признан уклонившимся от заключения контракта, мы обязуемся подписать данный контракт на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с требованиями конкурсной документации и условиями нашего предложения".
Таким образом, данным пунктом заявки на участие в открытом конкурсе, обязывая участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт, заказчик нарушил требования части 5 статьи 54 Закона N 44-ФЗ.
2. Направление победителем конкурса проекта контракта и платежного поручения, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, с использованием электронной почты и не подписанного усиленной электронной подписью, не является доказательством соблюдения установленного законом срока для подписания контракта
Судами установлено, что проект муниципального контракта, направленный обществом заказчику посредством почтовой связи, был получен Департаментом управления имуществом 01.09.2014, то есть по истечении срока, установленного законом, для подписания контракта.
Довод истца о своевременном направлении заказчику 25.08.2014 электронной почтой для подписания муниципального контракта и платежного поручения, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, судами обеих инстанций отклонен верно, поскольку доказательств подписания контракта усиленной электронной подписью и подачи с использованием единой информационной системы, как это предусмотрено частью 1 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ, не представлено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суды обеих инстанций проанализировав представленные в материалы дела документы, пришли к правильному выводу, что общество в соответствии с частью 3 статьи 54, частью 5 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ считается уклонившимся от заключения контракта.
3. Заключение контракта по итогам конкурса ранее срока, определенного частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, нарушает право участника на обжалование результатов конкурса до заключения контракта
Муниципальный контракт заключен ранее срока, установленного [частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе].
Десятидневный срок, установленный частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, как правильно отметил суд, корреспондируется со сроком, определенным в части 3 статьи 105 данного Закона, на обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа; заключение контракта по итогам конкурса ранее десятидневного срока нарушает права участника конкурса на обжалование его результатов до заключения такого контракта.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции признал законным решение антимонопольного органа, указавшего на нарушение заказчиком части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
4. Об уклонении от заключения контракта, недобросовестности участника может свидетельствовать представление ненадлежащей банковской гарантии
Приняв во внимание, что предоставление ненадлежащей банковской гарантии не способно обеспечить исполнение государственного контракта, в связи с чем действия заявителя по предоставлению такой банковской гарантии не могут быть признаны добросовестными, суды пришли к выводу о наличии признаков уклонения общества от заключения государственного контракта.
5. Несоблюдение участником конкурса нумерации при составлении заявки не является основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта
Несоблюдение участником конкурса нумерации при составлении заявки не является основанием для признания его уклонившимся от заключения муниципального контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.