Энциклопедия судебной практики
Принципы открытости и прозрачности
(Ст. 7 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Открытость и прозрачность контрактной системы является производной от общего принципа обеспечения конкуренции, и их отсутствие влечет нарушение антимонопольных требований к торгам
Согласно ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок; открытость и прозрачность такой информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
В части 5 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, предусмотрено, что до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Как видно из материалов дела и установили суды, заказчик в данном случае не обеспечил размещение информации о проведении открытого конкурса на указанном интернет-ресурсе, ограничившись ее опубликованием на своем официальном сайте, и в связи с этим нарушил принцип открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, поскольку не было обеспечено доведение такой информации до всех заинтересованных лиц. Ограничение круга потенциальных участников закупки, явившееся следствием рассмотренных антимонопольным органом действий, нарушает требования ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
2. Требование полноты и достоверности информации, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, означает, в частности, обеспечение возможности адекватного, четкого и ясного восприятия содержащихся в ней сведений
В силу части 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, аукционная документация должна обеспечивать адекватное, четкое и ясное восприятие содержащихся в ней сведений, быть понятной и полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки, исключать возможность неоднозначного их толкования, а также быть исполнимой.
3. Требования заказчика должны быть однозначными и одинаковыми во всех частях документации о закупках
В пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
В рассматриваемом случае в нарушение приведенной нормы права в извещении и аукционной документации отсутствовало требование о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
При этом иные требования, предусмотренные частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик изложил в разделе 21 аукционной документации.
Суды обоснованно отклонили ссылку Управления Судебного департамента на то, что требование к участнику о том, что он не должен являться офшорной компанией, указано в пункте 26.6 аукционной документации, из которого следует, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае если участник закупки не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку разделом 26 документации регламентирован порядок рассмотрения вторых частей заявок, а требования к участнику закупки изложены в разделе 21 аукционной документации.
Отсутствие в извещении и аукционной документации конкретного требования к участникам закупки о том того, что они не должны являться оффшорной компанией, не позволяет потенциальному участнику закупки изначально оценить себя на соответствие данному требованию и, следовательно, нарушает требование статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ об обеспечении принципа открытости и прозрачности процедур закупок и полноты информации по закупкам.
Заказчик вправе указать в аукционной документации либо фиксированные характеристики необходимого к поставке товара, либо его минимальные, максимальные показатели. При этом требования заказчика должны быть четкими и однозначными и эти показатели во всех частях аукционной документации должны быть одинаковыми.
Ссылка администрации на то, что объем работ предполагает наличие трубы 133Ч4.0, указать которое должен был участник закупки в первой части заявки на участие в аукционе, при фактическом отсутствии указания на такой товар в документации об аукционе, правомерно отклонена судами как не соответствующая обстоятельствам дела и противоречащая части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Наличие в схеме "План ТК-10 (новая)" сведений Т1,Т2-133Ч4.0, правомерно не признано судами обстоятельством, позволяющим сделать вывод о точном и понятном формулировании заказчиком в аукционной документации требования об указании участниками размещения заказа данного изделия как отдельного товара и его характеристик.
Следственное управление [заказчик] не оспаривает наличие в конкурсной документации допущенных ошибок, однако указывает на то, что точное описание технических характеристик товара было приведено в проектно-сметной документации, составленной ООО, которая была размещена на официальном сайте в сети Интернет в составе конкурсной документации. От участников закупки, по мнению заявителя, требовалось лишь в первых частях заявок дать согласие на выполнение работ и поставку товара. Следовательно, как полагает СУ СК РФ по Новгородской области, допущенные ошибки не свидетельствуют о нарушении заказчиком положений статьи 33 закона N 44-ФЗ.
Данный довод ранее приводился Следственным управлением в ходе судебного разбирательства в судах первой и апелляционной инстанций, которыми обоснованно отклонен.
Сведения о товарах, предоставляемые в первой части заявки, должны содержать конкретные, не допускающие двусмысленного толкования, показатели, которые должны соответствовать значениям, установленным документацией об аукционе (пункт "б" части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ). Двойное указание одного объекта закупки с различными показателями, неверное указание единиц измерения показателей и несуществующих характеристик используемых материалов приводит к невозможности правильного заполнения первых частей заявок участниками аукциона, и, как следствие, к отклонению заявок на участие в аукционе (часть 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
4. Указание заказчиком в документации невыполнимых требований вводит в заблуждение лицо, желающее участвовать в закупках, и является нарушением закона
Оценив данные требования аукционной документации в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что при описании материала "суперфосфат простой" условия Инструкции соблюдены быть не могут, поскольку для того, чтобы сумма слагаемых значений была конкретным числом, необходимо, чтобы каждое из слагаемых также имело конкретное значение. Таким образом, заказчик изначально установил противоречивые требования.
На основании части 3 статьи 7 Закона N 44-ФЗ информация, размещаемая в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Указание заказчиком невыполнимых требований вводит в заблуждение лицо, желающее участвовать в указанном аукционе.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о нарушении учреждением при проведении спорного аукциона пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, о законности и обоснованности решения управления от 22.05.2015 в обжалованной части.
Из материалов дела следует, что в подпункте 7 пункта 2 Технического задания в колонке "Неизменяемое значение показателя (неизменяемое)" заказчик указал: Интерфейсы входного сигнала: "VGA или DVI".
Пунктом 24 аукционной документации предусмотрена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, из которой следует, что сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований; если характеристики товара содержатся в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком", то участник не вправе изменять указанные значения.
Кроме того, положения указанной инструкции предусматривают, что при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность" за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано "значение является неизменным" или характеристика товара указана в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком".
При несоблюдении изложенных в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе требований заявка участника подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от <дата>, участникам электронного аукциона N_N было отказано в допуске к участию по причине не соответствия требованиям технической части документации об аукционе, а именно: в пункте 2 "монитор" в неизменяемом значении изменены показатели. Требовались "Интерфейсы входного сигнала" "VGA или DVI", а указанными участниками предложены показатели "Интерфейсы входного сигнала" в виде "VGА", "DVI" или "VGА и DVI".
Исследовав и оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что установление заказчиком в колонке "Неизменяемое значение показателя (неизменяемое)" в виде "VGA или DVI" лишило участников электронного аукциона права на выбор одного из значений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.