Энциклопедия судебной практики
Обжалование решений государственных инспекторов труда
(Ст. 361 ТК)
1. Ст. 361 ТК РФ устанавливает срок обжалования предписаний в рамках абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ в течение трех месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав
Рассматриваемые акт и предписание выданы Государственной инспекции труда в ХМАО-Югре в рамках абзаца 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, в соответствии с которой государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Для обжалования такого рода предписаний статьей 361 ТК РФ установлен иной порядок, то есть в течение трех месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав.
Рассматриваемое предписание выдано гострудинспектором в рамках абзаца 6 части 1 статьи 357 ТК РФ, в соответствии с которой государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Для обжалования такого рода предписаний статьей 361 ТК РФ установлен иной порядок, а именно по правилам главы 25 ГПК РФ (действовавшей на момент рассмотрения дела), то есть в течение трех месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует, что заявителю о вынесении оспариваемого предписания стало известно 29 мая 2015 года, в то время как с рассматриваемым заявлением он обратился в _ городской суд 19 июня 2015 года, то судебная коллегия приходит к выводу, что установленный процессуальный срок для обращения в суд за защитой нарушенного права в настоящем деле пропущен не был.
Рассматриваемые акт и предписание выдано гострудинспектором в рамках абзаца 6 части 1 статьи 357 ТК РФ, в соответствии с которой государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Для обжалования такого рода предписаний статьей 361 ТК РФ установлен иной порядок, а именно по правилам главы 25 ГПК РФ, то есть в течение трех месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав.
2. Решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде
Статьёй 361 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с заявлением о признании такого предписания (или его части) незаконным.
Статьей 361 ТК Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.
3. Действия государственного инспектора по труду обжалуются в суде в порядке главы 25 ГПК РФ
Апелляционное определение Московского городского суда от 28 апреля 2015 г. N 33-15684/15
В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Государственный инспектор по труду является должностным лицом федерального органа исполнительной власти (ст. 354 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, его действия могут быть заинтересованным лицом обжалованы в суд в порядке главы 25 ГПК РФ.
В силу ст. 361 Трудового кодекса РФ и ст. 254 ГПК РФ решения государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.
В соответствии с ст. 361 Трудового кодекса РФ и ст. 254 ГПК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
4. Суд проверяет законность увольнения работника, независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании предписания об отмене приказа об увольнении работника
Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 г. от ДД.ММ.ГГГГ. указал: для оспаривания предписаний государственной инспекции труда ч. 2 ст. 357 ТК РФ предусмотрен специальный 10-дневный срок. При этом в Обзоре не уточняется, все предписания имеются в виду или только те, которые упоминается в ч. 2 ст. 357 ТК РФ. Таким образом, высказанное Президиумом Верховного Суда РФ мнение нельзя признать однозначным. Из буквального толкования ч. 2 ст. 357 ТК РФ можно сделать вывод, что 10-дневный срок обжалования предписания государственного инспектора применяется при наличии совокупности условий, одними из которых является обращение в государственную инспекцию работника. Б, Ф.Р., по вопросу восстановления на работу, а должна была обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (в суд и (или) в комиссию по трудовым спорам) (ч. 7 ст. 193 ТК РФ). Государственная инспекция труда в КБР должна была отказать в принятии такого заявления, так как решение данных вопросов выходит за рамки ее полномочий.
Независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания в суде суд при рассмотрении такого дела проверяет законность увольнения работника, которого привлекают к участию в деле, что в нашем случае сделано не было.
В соответствии со статьей 361 ТК РФ вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание об отмене приказа об увольнении работника может быть обжаловано работодателем в суд.
Независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания, суд при рассмотрении такого дела проверяет законность увольнения работника, которого привлекают к участию в деле.
Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание об отмене приказа об увольнении работника может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ).
Независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания в суде суд при рассмотрении такого дела проверяет законность увольнения работника, которого привлекают к участию в деле.
Учитывая полномочия государственной инспекции труда, установленные статьями 356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, присущим данному органу административно-правовым способом - посредством вынесения обязательного для работодателя предписания. Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ). Независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания в суде суд при рассмотрении такого дела проверяет законность действий работодателя.
Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание об отмене приказа об увольнении работника может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ).
Независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания в суде суд при рассмотрении такого дела проверяет законность увольнения работника, которого привлекают к участию в деле.
Вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание может быть обжаловано работодателем в суд (ст. 361 ТК РФ).
При этом, независимо от способа инициирования работодателем дела об оспаривании данного предписания в суде суд при рассмотрении такого дела должен проверить законность действий работодателя, который привлекается к участию в деле.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 июня 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович