Энциклопедия судебной практики
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Ст. 96 ЗК)
1. Природные лечебные ресурсы составляют сущность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предопределяют установление для них особого правового режима
Приведенный в жалобе аргумент о том, что судом неверно истолкована статья 58 Закона об охране окружающей среды, поскольку город Пятигорск, как и другие территории, на которых располагаются лечебно-оздоровительные местности и курорты, исключен из земель особо охраняемых природных территорий Законом N 406-ФЗ и не является природным объектом, окружным судом отклоняется. К природным объектам относятся природные лечебные ресурсы, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека, находятся под особой охраной и наличие которых составляет сущность лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предопределяет особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение земель таких местностей и курортов, установление для них особого правового режима (статья 96 Земельного кодекса, статьи 1, 58 Закона об охране окружающей среды).
Таким образом, спорные участки, расположенные в городе Пятигорске, ограничены в обороте как земли, находящиеся в границах курорта, на территории которого расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.
2. Бездействие уполномоченных органов по внесению в ГКН сведений о границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны по правилам ФЗ N 221-ФЗ не аннулирует особый статус земель в границах курортов
Не может быть принят судом округа довод кассационной жалобы об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о нахождении спорного земельного участка в границах какой-либо из зон горно-санитарной охраны курорта. Бездействие уполномоченных органов по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны по правилам Закона N 221-ФЗ не аннулирует особый статус земель в границах курортов. Факт нахождения на момент принятия оспариваемого отказа земельного участка в пределах какой-либо из зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта означает относимость его к землям, в отношении которых установлен запрет на приватизацию.
3. Земли, указанные в ст. 96 ЗК РФ, относятся к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите
Доводы общества о том, что в настоящее время в связи с изменением действующего законодательства лечебно-оздоровительные местности и курорты исключены из состава особо охраняемых территорий, опровергаются содержанием статьи 96 Земельного кодекса РФ и норм Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в силу которых природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
На основании представленных в дело документов суды установили нахождение спорного земельного участка в границах зоны санитарной охраны курорта Анапы, которые не утратили данный статус и продолжают входить в состав земель особо охраняемых территорий (статья 96 Земельного кодекса) и подлежат особой охране на основании пункта 3 статьи 4 Закона N 7-ФЗ (в который Законом N 406-ФЗ внесены изменения, не коснувшиеся курортов).
Согласно пункту 5 статьи 58 Закона N 7-ФЗ земли таких территорий не подлежат приватизации. Кроме того, в отношении курорта Анапа в предусмотренном Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" порядке не приняты нормативные акты об исключении его из числа особо охраняемых природных территорий. Бесспорных доказательств, опровергающих достоверность названных обстоятельств и свидетельствующих о возможности приватизации спорного земельного участка, заявитель не представил.
Более того, принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию.
4. Особый режим земель, отнесенных к округам санитарной защиты, прямо следует из ст. 96 ЗК РФ
Согласно статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Таким образом, округа санитарной охраны и входящие в них зоны с установленными для них ограничениями сохраняются и на сегодняшний день в соответствии с приведенными нормами права.
Кроме того, особый режим земель, отнесенных к округам санитарной защиты, прямо следует из действующей редакции статьи 96 ЗК РФ.
5. В границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться и земельные участки, относящиеся к частной собственности
В силу пункта 3 статьи 96 Земельного кодекса в границах земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться и земельные участки, относящиеся к частной собственности.
6. Для участков, входящих в состав второй и третьей зон санитарной защиты, не установлен запрет на их предоставление в аренду
Из содержания статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" следует, что участки, входящие в состав второй и третьей зон санитарной защиты, не исключены из оборота, но для таких участков установлены ограничения использования, которые состоят в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в запрете на предоставление таких земельных участков в аренду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.