Энциклопедия судебной практики
Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
(Ст. 22 Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств")
1. Понятие территории включает в себя соответствующие земельные участки, здания, сооружения, иные объекты, определенным образом обособленные на местности и заключенные в видимые границы
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона от 25.04.02 N 40-ФЗ организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещается.
По мнению кассационной инстанции, логическое толкование приведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что понятие территории не ограничивается каким-то конкретным помещением (указанные термины в контексте пункта 1 статьи 22 Закона от 25.04.02 N 40-ФЗ разведены). Территория включает в себя соответствующие земельные участки, здания, сооружения, иные объекты, определенным образом обособленные на местности и заключенные в видимые границы.
По смыслу статьи 22 Закона об обязательном страховании территория включает в себя здания, сооружения, иные объекты с земельным участком, необходимым для их обслуживания, определенным образом обособленные на местности и заключенные в видимые для потребителя услуг границы.
Суды отметили, что логическое толкование статьи 22 Закона N 40-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что понятие территории не ограничивается каким-то конкретным помещением. Территория включает в себя здания, сооружения, иные объекты с земельным участком, необходимым для их обслуживания, определенным образом обособленные на местности и заключенные в видимые для потребителя услуг границы.
2. Организация заключения договоров ОСАГО и размещение рекламы услуг общества на территории, занимаемой органом государственной власти или местного самоуправления, способны породить у потребителей страховых услуг иллюзию большей степени надежности страховщика
Заключение договоров обязательного страхования на территориях, занимаемых органами местного самоуправления, запрещено действующим законодательством РФ.
Предусмотренный ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ запрет обусловлен тем, что организация заключения договоров обязательного страхования на территории, занимаемой органом власти, способна породить у потенциальных потребителей страховых услуг представление о большей степени надежности страховщика, более высоком качестве его услуг по сравнению с другими страховыми организациями, устойчивости и стабильности положения страховой организации, которые обычно ассоциируются в сознании страхователя со статусом властного органа.
Как следует из материалов дела, в нарушение требований пункта 1 статьи 22 Закона от 25.04.02 N 40-ФЗ организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг общества осуществлялись в помещении, находящемся в здании, занимаемом органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 15 Закона от 23.06.99 N 117-ФЗ запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведение согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.
Организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг общества на территории, занимаемой органом местного самоуправления, способны породить у потенциальных потребителей страховых услуг иллюзию большей степени надежности страховщика, более высокого качества его услуг по сравнению с другими страховыми организациями, устойчивости и стабильности положения финансовой организации, которые обычно ассоциируются в сознании страхователей со статусом властного органа.
Предусмотренный статьей 22 Закона об обязательном страховании запрет обусловлен тем, что организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг общества на территории, занимаемой органом власти, способны породить у потенциальных потребителей страховых услуг иллюзию большей степени надежности страховщика, более высокого качества его услуг по сравнению с другими страховыми организациями, устойчивости и стабильности положения финансовой организации, которые обычно ассоциируются в сознании страхователей со статусом властного органа; такие действия направлены на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемление интересов других финансовых организаций, поэтому являются нарушением антимонопольного законодательства.
Согласно статье 22 Закона N 40-ФЗ запрещается организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Предусмотренный данной нормой Закона запрет обусловлен тем, что организация заключения договоров обязательного страхования на территории, занимаемой органом власти, способна породить у потенциальных потребителей страховых услуг представление о большей степени надежности страховщика, более высоком качестве его услуг по сравнению с другими страховыми организациями, устойчивости и стабильности положения страховой организации, которые обычно ассоциируются в сознании страхователя со статусом властного органа.
3. Факт использования помещения для заключения договоров ОСАГО задолго до вселения в здание органов государственной власти (органов местного самоуправления) правового значения не имеет
Вывод об отсутствии в деятельности общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 22 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон), судебные инстанции мотивировали тем, что общество занимало арендуемые помещения задолго до вселения в здание администрации. Однако данный вывод основан на неправильном толковании статьи 22 Закона.
Согласно статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" запрещается недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями, которая выражается в действиях, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении согласованных действий между собой или с третьими лицами, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям-конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации.
В пункте 1 статьи 22 Закона указано, что организация заключения договоров обязательного страхования и размещение рекламы услуг конкретных страховщиков по обязательному страхованию в помещениях и на территориях, занимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, запрещаются.
Поскольку предоставленные обществу помещения находятся на четвертом этаже здания, которым администрация владеет на праве оперативного управления и располагается на первых трех этажах, следует считать, что с момента передачи здания в оперативное управление арендуемые обществом помещения стали располагаться на территории, занимаемой администрацией.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу
3.1. Факт использования помещения для заключения договоров ОСАГО до вселения в здание органов государственной власти (органов местного самоуправления) свидетельствует об отсутствии нарушений законодательства
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно договору аренды от 07.04.2011 ООО "1" (арендодатель) передало ООО "2" (арендатор) в пользование нежилое помещение, площадью 30 кв. м по адресу: Белгородская область, г. Губкин, ул. Горноспасателей, д. 5 (под офис для оказания услуг по оформлению договоров комиссии и купли-продажи транспортных средств (ТС), заявлений на регистрацию ТС, автострахованию). Срок аренды с 01.05.2011 по 01.01.2012.
Согласно договору от 01.07.2011 собственник - ООО "1" передал отделу внутренних дел по городу Губкину в срочное безвозмездное пользование нежилое помещение, площадью 108 кв. м., для размещения сотрудников, производящих регистрацию транспорта, расположенное по адресу: Белгородская область, город Губкин, улица Горноспасателей, 5.
11 мая 2011 года ИП [ФИО] обратился в УФАС с заявлением на действия ООО "2" по реализации полисов ОСАГО в одном помещении с 5-м отделением МОТОТРЭР УГИБДД УВД по Белгородской области в зале подачи документов в МОТОТРЭР по адресу: ул. Горноспасателей, д. 5, г. Губкин, Белгородская область.
По обращению антимонопольного органа Прокуратурой Белгородской области была проведена проверка, в ходе которой установлен факт размещения 5-го отделения МОТОТРЭР УГИБДД УВД по Белгородской области в помещении по адресу: ул. Горноспасателей, д. 5, г. Губкин, Белгородская область.
Решением Управления от 28.12.2011 N 5798/6 действия Общества, выразившиеся в организации заключения полисов страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств в помещении, занимаемом государственным органом исполнительной власти - МОТОТРЭР ГИБДД УВД по Белгородской области, признаны актом недобросовестной конкуренции, нарушающим ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) и являющимися недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "2" оспорило его в суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Предусмотренный этой статьей запрет [ст. 22 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ] обусловлен тем, что организация заключения договоров обязательного страхования на территории, занимаемой органом власти, способна породить у потенциальных потребителей страховых услуг представление о большей степени надежности страховщика, более высоком качестве его услуг по сравнению с другими страховыми организациями, устойчивости и стабильности положения страховой организации, которые обычно ассоциируются в сознании страхователя со статусом властного органа.
Поскольку в данном случае договор безвозмездного срочного пользования от 01.07.2011 был заключен в период осуществления по указанному адресу ООО "2" деятельности, связанной с реализацией физическим лицам страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности, то суд правомерно пришел к выводу, что Общество не совершало действий, противоречащих действующему законодательству, обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, разумности и справедливости, причиняющих вред деловой репутации.
4. Заключение договоров ОСАГО в непосредственной близости (у входа в здание) от подразделений ГИБДД может рассматриваться как нарушение статьи 22 Закона об ОСАГО
Нарушение статьи 22 Закона об обязательном страховании может выражаться в возможности продажи полисов ОСАГО в непосредственной близости (у входа в здание) от подразделений ГИБДД, осуществляющих регистрацию и учет транспортных средств, а также выдачу регистрационных документов, поскольку обеспечивает такое же преимущество и потребителем услуг рассматривается как территория, на которой расположены органы власти.
5. При установлении факта нарушения статьи 22 Закона об ОСАГО необходимо установить обособлены ли друг от друга страховщик и орган государственной власти (орган местного самоуправления) и имеют ли они единый вход в здание
Установив, что администрация и общество не обособлены друг от друга на местности и имеют единый вход в здание, антимонопольный орган правомерно признал действия общества по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в помещении, занимаемом администрацией Куйбышевского района, противоречащими законодательству (статье 22 Закона N 40-ФЗ), создающими преимущества обществу при осуществлении страховой деятельности, что создает угрозу причинения другим представителям страховых компаний (конкурентам) убытков в виде неполученных доходов.
Страховые тарифы по ОСАГО, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 264 утратили силу. С момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 739 вводятся новые, повышенные тарифы по ОСАГО (указание Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У).
6. Отчисление от страховой премии в резерв гарантий имеет публично-правовой статус и является обременением страхователей
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 1082-О-О
Предусмотренное законом отчисление от страховой премии в резерв гарантий в установленном Правительством Российской Федерации размере - едином для всех и каждого из страхователей - также является обременением страхователей.
Таким образом, и страховая премия, и отчисления в резерв гарантий в размере 2 процентов от брутто-ставки имеют публично-правовой статус. Страховщик в данном случае выступает своего рода посредником по перечислению в резерв гарантий обязательных платежей между страхователем и профессиональным объединением страховщиков как держателем публичного имущественного фонда и в таком качестве выполняет делегированную ему государством социальную функцию по перечислению обязательных платежей в специализированный фонд. Из этого следует, что страховщик не может считать поступившие в его распоряжение отчисления от страховых премий, направляемые в резерв гарантий, в качестве собственной прибыли.
7. Резерв гарантий не может формироваться за счет собственной прибыли страховых организаций
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2010 г. N 1082-О-О
В силу подпункта 1.1 пункта 2 статьи 294 Налогового кодекса Российской Федерации суммы отчислений в резерв гарантий, формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов, относятся к расходам, понесенным при осуществлении страховой деятельности, и, соответственно, уменьшают полученные страховщиком доходы, являющиеся объектом налогообложения по налогу на прибыль.
Следовательно, по смыслу законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, резерв гарантий формируется за счет взносов страхователей, а не за счет собственной прибыли страховых организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон об ОСАГО" использованы авторские материалы, предоставленные Михайлевской М., Раченковой Ю.