Энциклопедия судебной практики
Плательщики таможенных пошлин, налогов
(Ст. 114 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. Общие вопросы применения ст. 114 ФЗ N 311-ФЗ
1.1. Уплата таможенных платежей является публично-правовой обязанностью лиц, участвующих в таможенных операциях
Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2011 г. N 191-O-O
Уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров и транспортных средств, оно представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары и транспортные средства от собственного имени.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 13691/13
В данной ситуации, несмотря на то что действия, связанные с имитацией гражданско-правового спора и его передачей на разрешение третейского суда, очевидно осуществлялись с целью избежать выполнения обществом публично-правовой обязанности по уплате таможенных платежей.
Уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары от собственного имени.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы [в том числе и таможенные пошлины]. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу ст. 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы [в том числе и таможенные пошлины] имеет публично-правовой, а не гражданско-правовой характер.
1.2. Не является плательщиком таможенных пошлин гарант, уплативший за принципала сумму банковской гарантии
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2012 г. N ВАС-9053/12
Зачет таможней перечисленных банком-гарантом денежных средств квалифицируется как уплата таможенных пошлин лицом, на которое возложена обязанность по их уплате.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, плательщиком таможенных платежей является общество. На гаранта, уплатившего за обязанное лицо (принципала) сумму банковской гарантии, статус плательщика таможенных пошлин не распространяется.
1.3. Невыплаченная задолженность по таможенным платежам включается в состав наследства
Доводы жалобы основаны на неправильном понимании норм материального права, в том числе положений ст. 1112 ГК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 114 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", исходя из смысла которых в состав наследства не входит обязанность по уплате таможенных платежей, тогда как оставшаяся невыплаченной на основании судебного постановления задолженность по таможенным платежам, напротив, подлежит включению в состав наследства.
1.4. Если судно исключено из реестра судов, обязанность по уплате таможенных пошлин возлагается на его собственника, независимо от того, является он декларантом или нет
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2013 г. N 12571/12
Обязанность по уплате таможенных платежей в связи с исключением судна из Российского международного реестра судов возложена на собственника судна независимо от того, является он декларантом или нет.
Поскольку судно было исключено из Российского международного реестра судов обществом, являвшимся на тот момент собственником судна, именно это общество несет обязанность по уплате таможенных платежей, что им и было выполнено.
Обязанность по уплате таможенных платежей в связи с исключением судна из РМРС возложена на собственника судна безотносительно, является он декларантом или нет.
2. Таможенный представитель как плательщик таможенных пошлин, налогов
2.1. Таможенный представитель может выступать плательщиком таможенных пошлин, налогов
На основании пункта 4 статьи 195 Кодекса выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии Таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих в информационные системы таможенного органа.
Одним из таких оснований является уплата таможенных платежей, которую в силу статей 15 и 79 Кодекса, пункта 5 статьи 60 и статьи 114 Закона N 311-ФЗ может осуществлять не только декларант, но и таможенный представитель.
2.2. Таможенный представитель не обязан единолично и в полном объеме уплачивать таможенные платежи, налоги
Федеральный законодатель не возлагает на таможенного представителя обязанность по уплате таможенных платежей единолично и в полном объеме, а использует конструкцию солидарной обязанности, которая не только гарантирует удовлетворение фискального интереса государства, но и учитывает специфику договорных отношений между таможенным представителем и его контрагентом.
2.3. Таможенный представитель обязан уплачивать таможенные платежи, налоги и после выпуска товара в свободное обращение
Начисление таможенных платежей в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара в свободное обращение не освобождает таможенного представителя от обязанности уплатить таможенные платежи. Законодатель не ограничил пределы солидарной обязанности таможенного представителя периодом декларирования товара и (или) его выпуском.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.