Энциклопедия судебной практики
Уплата авансовых платежей
(Ст. 121 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. Внесение авансовых платежей является одной из форм уплаты таможенных платежей
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
В качестве одного из возможных способов организации субъектами таможенных отношений процесса исполнения своих обязанностей, возникающих в связи с необходимостью уплаты таможенных платежей, названным Федеральным законом [от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"] предусмотрены авансовые платежи, которыми признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций является одной из форм исполнения субъектами таможенных отношений своих обязанностей, возникающих в связи с уплатой таможенных платежей.
2. Внесение авансовых платежей само по себе не свидетельствует о наличии переплаты по таможенным пошлинам, налогам, сборам
Суды обоснованно отклонили доводы третьего лица о том, что им в бюджет был внесен авансовый платеж. Таковой (в силу положений статьи 121 Закона N 311-ФЗ) не свидетельствует о наличии переплаты по таможенным платежам, исключающей начисление пени за просрочку уплаты таможенных пошлин по рассматриваемой ПТД.
По настоящему делу суды обоснованно сочли, что внесенные декларантом авансовые платежи не идентифицированы плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, поскольку не указаны конкретные таможенные декларации, по которым внесены платежи. Поэтому само по себе нахождение авансовых платежей на счете Федерального казначейства не может признаваться фактом излишней уплаты таможенных пошлин по рассматриваемой ПТД, исключающим начисление пеней.
3. Внесение авансовых платежей направлено, в т.ч. на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами при осуществлении ими множественных таможенных операций
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
Уплата авансовых платежей, направленная на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности при осуществлении ими множественных таможенных операций.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Авансовая форма внесения денежных средств в счет предстоящих таможенных операций направлена на рационализацию взаимоотношений плательщиков с таможенными органами, в частности при осуществлении ими множественных таможенных операций.
4. Правоотношения по уплате авансовых платежей возникают на добровольной основе
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
Правовой режим [уплата авансовых платежей] формируется на добровольной основе по инициативе лица, уплачивающего авансовые платежи.
5. Таможенный орган не обязан уведомлять участника ВЭД о наличии у него авансовых платежей
Действующее законодательство не предусматривает обязанность таможни уведомлять участника внешнеэкономической деятельности о наличии авансовых платежей.
6. По смыслу ст. 121 ФЗ N 311-ФЗ плательщик авансового платежа не теряет права собственности на соответствующие денежные средства
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
[Уплата авансовых платежей] не предполагает прекращения права собственности плательщика на эти денежные средства, использование которых осуществляется при наличии с его стороны распорядительных актов.
7. Списание таможенным органом авансовых платежей в доход федерального бюджета не свидетельствует об утрате банком права собственности на эти денежные средства
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Банк отмечает, что списание таможенными органами авансовых платежей в доход федерального бюджета не означает утраты банком права собственности на эти денежные средства, а лишь свидетельствует о том, что указанные средства изменили место своего учета (хранения) со счетов таможенных органов на счета бюджета.
8. Учет невостребованных сумм авансовых платежей в составе неналоговых доходов бюджета не свидетельствует об утрате плательщиком права собственности на эти денежные средства
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2015 г. N 305-КГ15-8888
Основания прекращения права собственности (включая случаи принудительного прекращения права собственности) перечислены в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учет невостребованных сумм авансовых платежей в составе неналоговых доходов бюджета не является основанием прекращения права собственности на указанные денежные средства лица, внесшего авансовые платежи.
9. Авансовый платеж, внесенный в порядке ст. 121 ФЗ N 311-ФЗ, до принятия решения о его возврате не может использоваться иначе как для исполнения обязанностей, возникающих из таможенных отношений
Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 413-О
Соответствующие денежные средства, находящиеся на счете Федерального казначейства, приобретают публично-целевой характер и не могут использоваться иначе как для исполнения обязанностей, возникающих из таможенных отношений, если только лицом, внесшим авансовые платежи, не будет принято решение об их возврате.
10. При уплате авансовых таможенных платежей соответствующие платежное поручение или чек терминала сами по себе не являются платежными документами
По смыслу статей 121 и 147 Закона N 311-ФЗ при использовании декларантом авансового порядка уплаты таможенных платежей платежное поручение либо чек терминала не позволяют идентифицировать суммы платежей по конкретной ДТ, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться в качестве платежного документа, то есть документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
11. Не является надлежащим распоряжением авансовым платежом письмо плательщика без указания того, в обеспечение какой конкретной ТД необходимо списание, и без указания конкретной суммы
Как видно из письма, представленного одновременно с ДТ, Общество обратилось к Таможне с просьбой при принятии таможенным органом решения о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей в связи с проведением дополнительной проверки заявленной декларантом таможенной стоимости товара и/или кода ТН ВЭД провести выпуск товара, прибывшего по коносаменту, под обеспечение уплаты таможенных платежей путем списания денежных средств, внесенных на счет таможенного органа платежным поручением.
Однако в названном письме не указано в обеспечение уплаты таможенных платежей по какой таможенной декларации и какой конкретно суммой распорядилось Общество.
Частью 3 статьи 121 Закона N 311-ФЗ установлено, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В связи с этим письмо Общества в силу части 3 статьи 121 Закона N 311-ФЗ нельзя признать надлежащим распоряжением Общества об использовании внесенных им авансовых платежей в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ.
12. Уплата авансового платежа фактически означает уплату НДС
Исходя из положений статьи 121 Федерального закона N 311-ФЗ, с целью подтверждения факта уплаты спорного НДС заявителем представлены платежные поручения, которыми перечислены обеспечительные платежи, зачтенные впоследствии в счет уплаты НДС, согласно отчету таможенного органа о расходовании денежных средств.
Таким образом, поскольку обеспечительный платеж, зачтенный таможенным органом, содержит в себе только сумму НДС, то уплата обеспечительного платежа фактически означает уплату Обществом НДС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.