Энциклопедия судебной практики
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
(Ст. 147 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. Документы, подлежащие представлению для возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
1.1. Платежное поручение либо чек терминала сами по себе не могут рассматриваться в качестве платежного документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату
По смыслу статей 121 и 147 Закона N 311-ФЗ при использовании декларантом авансового порядка уплаты таможенных платежей платежное поручение либо чек терминала не позволяют идентифицировать суммы платежей по конкретной декларации на товары, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться в качестве платежного документа, то есть документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. В связи с этим наличие указанного отчета (подтверждения) таможенного органа является необходимым и достаточным документальным подтверждением соответствующей уплаты, единственно позволяющим четко идентифицировать все значимые платежи (с их соотнесением с конкретными товарами, декларациями).
1.2. Скорректированная (измененная) декларация на товары не является обязательным документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов
В письме Таможни ссылка на отсутствующие документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, не конкретизирована, не указано, что именно таможенный орган понимает под такими документами. Из пояснений представителя таможенного органа следует, что под такими документами надлежит понимать скорректированную (измененную) декларацию на товары. Однако в силу буквального и системного толкования норм таможенного права обязательность такого документа не вытекает из статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Судами сделан обоснованный вывод о том, что документы, подтверждающие корректировку ДТ в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Частью 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.
В силу ч. 4 ст. 149 Закона N 311-ФЗ отсутствие в заявлении требуемых сведений, непредставлении таможенной расписки и (или) необходимых документов является основанием для возврата заявления без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности его рассмотрения. Поскольку в перечне, содержащемся в ст. 147 Закона N 311-ФЗ, не значится таможенная декларация с изменениями (корректировка), обязанность по внесению изменений в таможенную декларацию в целях возврата излишне уплаченного при таможенном оформлении НДС таможенным законодательством не предусмотрена, суды пришли к выводу, что общество представило таможенному органу необходимые и достаточные документы для рассмотрения заявления о возврате налога, и, принимая во внимание установленный судами факт права на льготу, - для принятия по нему положительного решения.
Суды пришли к правомерному выводу, что корректировка декларации на товары, оформленная в соответствии с Инструкцией N 255, на представлении которой настаивает таможенный орган, не предусмотрена ни ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, ни Таможенным кодексом ТС в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
1.3. Ч. 2 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ не содержит указания на то, каким именно документом должна подтверждаться излишняя уплата таможенных пошлин
Одним из оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин (для возврата заявления общества без рассмотрения) таможенным органом указано на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, отсутствие корректировки деклараций на товары.
Вместе с тем часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не содержит указания на то, каким именно документом должна подтверждаться излишняя уплата таможенных пошлин. Суды правомерно сочли, что приложенные обществом к заявлению на возврат документы могли быть отнесены таможней к документам, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, и позволяли таможенному органу идентифицировать суммы излишне уплаченных таможенных пошлин по каждой конкретно ВГТД и ПГТД, без внесения соответствующих корректировок в соответствующие декларации. К заявлению общество приложило все платежные документы, на основании которых была произведена уплата таможенных пошлин; в заявлении также указаны причины возникновения, по мнению заявителя, переплаты (изменение курса валюты на дату подачи полной декларации), к заявлению приложен расчет суммы излишне уплаченных, по мнению общества, таможенных платежей. Кроме того, в комплекте документов к заявлению на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин обществом были приложены надлежащим образом заполненные корректировки ПГТД, а также флэш-накопитель с корректировками ПГТД в электронном виде.
1.4. Заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу.
1.5. Невнесение декларантом или таможенным представителем соответствующих изменений в декларацию на товары после выпуска товаров в порядке, определенном ст. 191 ТК ТС, при документальном подтверждении уплаты налога не является основанием к отказу в возврате излишне уплаченного налога
Положениями статьи 147 Закона N 311-ФЗ и статьи 191 ТК ТС (в системном единстве с Инструкцией N 255 и с Инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (в редакции, действовавшей в исследуемом периоде), не предусмотрено такое основание к отказу таможенным органом в возврате излишне уплаченного налога, как невнесение декларантом или таможенным представителем соответствующих изменений в декларацию на товары после выпуска товаров в порядке, определенном статьей 191 ТК ТС, при документальном подтверждении уплаты налога.
Учитывая изложенное, Таможня неправомерно возвратила Обществу заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, независимо от того, имел ли место факт излишне уплаченных таможенных платежей и имелось ли у ОАО право на возврат указанной в заявлении суммы.
1.6. К документам, указанным в п. 3 ч. 2 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ, относятся любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, т.е. произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом
В силу пункта 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению в том числе должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин.
По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
1.7. Законом не предусмотрена обязанность лица, подающего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, осуществлять самостоятельно корректировку сведений в декларации на товары
Ни Таможенным кодексом, ни Законом о таможенном регулировании не предусмотрена обязанность лица, подающего заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, осуществлять самостоятельно корректировку сведений в декларации на товары; такая корректировка не определена данными нормативными правовыми актами в качестве документа, обязательного и необходимого для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
1.8. Заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее одного месяца с момента его подачи
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
2. Особенности проведения процедуры, установленной ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ, для возврата излишне уплаченных таможенных платежей
2.1. Законодатель не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно
Согласно статье 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных платежей подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника).
При разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
В пункте 22 (имеется ввиду пункт 27) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей.
Следовательно, добровольное внесение изменений в декларацию на товары и перечисление таможенных платежей в соответствии с внесенными во исполнение решения таможенного органа изменениями со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 13328/12
Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.
Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно (такой вывод, в частности, отражен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13328/12).
2.2. Составление таможенным органом формы КДТ не отменяет обязанность общества соблюсти установленную административную процедуру по возвращению излишне уплаченного/взысканного таможенного платежа
Поскольку форма КДТ содержит информацию о размере дополнительно начисленного таможенного платежа и не была представлена заявителем среди прочих документов при подаче в порядке статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, суды усмотрели наличие у таможни правовых оснований для оставления такого заявления без рассмотрения.
При этом довод заявителя жалобы о том, спорная форма КДТ была составлена таможенным органом и, соответственно, последний обладал сведениями о размере дополнительно начисленного таможенного платежа, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное обстоятельство не отменяет обязанность общества соблюсти установленную административную процедуру по возвращению излишне уплаченного/взысканного таможенного платежа. Объективных препятствий к предоставлению названной формы КДТ, в том числе в связи с ненаправлением таможней указанной формы в адрес общества, судебной коллегией не выявлено и декларантом в кассационной жалобе не приведено.
2.3. В ч. 12 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ приведен перечень конкретных условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин
В части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ приведен перечень конкретных условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 названной статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
2.4. Для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей обязательно соблюдение досудебного порядка обращения в таможенный орган с соответствующим требованием
Довод таможни о том, что ей принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, правомерно отклонен судами, как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по пункту 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании отсутствовали, а возврат таможенных платежей не произведен.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей и отсутствие у общества задолженности по уплате таможенных платежей подтверждены материалами дела, обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора и не пропущен установленный частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании трехлетний срок, суды правомерно признали незаконным отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (часть 2 статьи 147 названного Закона) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таким образом, на декларанта возложена обязанность изначально обратиться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, то есть названным Законом предусмотрен заявительный порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, инициируемый декларантом.
2.5. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет
Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 433-ПЭК15
Отменяя постановление суда округа и оставляя в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, коллегия судей, руководствуясь статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, исходя из буквального толкования части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании и принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 27.12.2005 N 503-О, указала, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на них подлежат начислению проценты, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22 сентября 2015 г. N 303-КГ15-4157
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О). В связи с этим верны выводы суда первой инстанции о том, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Из буквального толкования пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с нормами главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
2.6. Для излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей порядок возврата данных сумм в части определения дня, с которого следует начислять проценты на них, будет различным
Порядок возврата излишне взысканных сумм таможенных пошлин, что имело место в рассматриваемом случае, регламентирован статьей 147 Закона о таможенном регулировании, часть 6 которой определяет общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, составляющий один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. И только при нарушении указанного срока, что неправомерно не учли суды, на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При этом порядок, в части определения дня, с которого следует начислять указанные проценты, будет различным для излишне взысканных и излишне уплаченных таможенных платежей.
2.7. В случае признания судом незаконным решения таможенного органа в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда, при этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ, не требуется
В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется.
Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
2.8. Проценты в случае излишнего взыскания таможенных платежей начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа
Выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
2.9. Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные ч. 6 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей
Если квалификация таможенных платежей как поступивших в бюджет излишне обусловлена внесением по инициативе плательщика соответствующих изменений в указанные в декларации сведения о товарах после их выпуска, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются не ранее дня, следующего за днем истечения срока рассмотрения заявления о возврате таможенных платежей.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
2.10. Предусмотренные ч. 6 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом
Предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 настоящего постановления).
2.11. Правовые последствия несоблюдения установленного в ч. 6 ст. 147 ФЗ N 311-ФЗ срока рассмотрения заявления о возврате не могут дифференцироваться в зависимости от признания излишней уплаты таможенных платежей судом либо таможенным органом
Правовые последствия несоблюдения установленного в части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ срока рассмотрения заявления о возврате не могут дифференцироваться в зависимости от признания излишней уплаты таможенных платежей судом либо таможенным органом. Право предпринимателя на получение процентов применительно к названной норме равнозначно соответствующим правам плательщиков, которым излишне уплаченные платежи возвращены таможенным органом. Такое право на финансовую компенсацию потерь вследствие необоснованного отказа в возврате платежей возникает по истечении месяца с момента подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Иное толкование таможенным органом положений статьи 147 Закона N 311-ФЗ не отвечает основам таможенного регулирования.
2.12. При отсутствии в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, к указанному требованию применяется трехлетний срок исковой давности
При несоблюдении установленного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата таможенных платежей в том числе по причине отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривался ли в отдельном судебном порядке отказ (бездействие) таможенного органа в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм.
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (п. 1 ст. 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ).
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 ГК РФ) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 ГК РФ).
2.13 При пропуске срока на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов к указанному требованию применяется трехлетний срок исковой давности
Пропуск установленного частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 июля 2015 г. N 307-КГ15-2797
Закрепление в статьях 147 и 148 данного Федерального закона сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
Законом N 311-ФЗ установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем, как правильно указано судебными инстанциями, закрепление в статье 147 Закона N 311-ФЗ срока для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
Закрепление в статьях 147 и 148 Федерального закона [311-ФЗ] сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае пропусков указанных сроков обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
2.14. Поскольку возврат НДС таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного ранее налогового вычета применительно к п. 3 ст. 170 НК РФ, о факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относится в том числе налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров, возврат которого производится по правилам статьи 147 Закона о таможенном регулировании вне зависимости от состояния расчетов по налогу на добавленную стоимость, учитываемых налоговыми органами.
Поскольку возврат налога таможенным органом является основанием корректировки (восстановления) предоставленного ранее налогового вычета применительно к пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, о факте возврата таможенный орган вправе уведомить соответствующую налоговую инспекцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.