Энциклопедия судебной практики
Распоряжение товарами, не обращенными в федеральную собственность
(Ст. 190 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации")
1. Росимущество и его территориальные органы не вправе распоряжаться не обращенными в федеральную собственность товарами, задержанными таможней
Согласно части 1 статьи 190 Закона N 311-ФЗ распоряжение невостребованными задержанными товарами должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.
Государственную функцию по реализации такого имущества осуществляет Росимущество, подведомственное Министерству экономического развития Российской Федерации, что предусмотрено в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 5.06.2008 N 432. Между тем, из указанного Положения, а также из Положения о ТУ Росимущества по Курской области не следует право распоряжения Росимущества и его территориальными органами не обращенными в федеральную собственность товарами, задержанными таможней.
Таким образом, Росимущество в настоящий момент имеет право распоряжаться только имуществом, находящимся в собственности государства, иное означает нарушение прав лица, ввозившего товар, который по тем или иным причинам не востребовал его после истечения срока помещения под определенную таможенную процедуру. Следовательно, таможенным органом должна быть предприняты меры по обращению товаров в федеральную собственность, способы которой оговорены в статье 186 Федерального закона N 311-ФЗ.
2. Таможенный орган не обладает правом на подачу заявления о признании движимого имущества бесхозяйным
Статьей 190 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ (редакция от 30 декабря 2012 года) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено распоряжение товарами, не обращенными в федеральную собственность. При этом положения этой статьи фактически закрепляют право российского органа исполнительной власти распоряжаться не находящимся в федеральной собственности, то есть чужим, имуществом. В указанной статье подробно описан порядок действий таможенных органов по передаче задержанных товаров для их последующей реализации или уничтожения специальному уполномоченному Правительством Российской Федерации органу - Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и отсутствуют положения, обязывающего таможенные органы обратиться в суд для получения решения об обращении имущества в собственность государства.
Между тем, исходя их содержания обращения в суд, таможней избрано средство гражданского судопроизводства - заявление о признании имущества бесхозяйным в рамках особого производства.
При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года и Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 функции специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. При таком положении дела, когда в суд первой инстанции обратился не финансовый орган, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для предоставления судебной защиты таможне, не обладающей в силу вышеуказанных законоположений правом на подачу заявления о признании движимого имущества бесхозяйным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июль 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о таможенном регулировании" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, Р. Давлетовым, А. Горбуновым, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, О. Лаушкиной, М. Михайлевской, Т. Самсоновой, Я. Солостовской, О. Являнской.