Энциклопедия судебной практики
Совместные конкурсы и аукционы
(Ст. 25 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
Правила проведения совместных конкурсов и аукционов установлены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088.
1. При проведении совместного конкурса или аукциона установление дополнительных требований к участникам закупки в зависимости от НМЦК, обусловленное требованиями постановления Правительства РФ от 04.02.15 N 99, производится исходя из суммы НМЦК всех заказчиков, а не исходя из НМЦК каждого из них
Определение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 апреля 2016 г. по делу N 77-1073/2016
В соответствии с частью 5 статьи 25 Федерального Закона N 44-ФЗ порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088 (далее - Постановление N 1088) установлено, что при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Согласно подпункту "б" пункта 6 Постановления N1088 начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении об осуществлении закупки, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
То есть, в данном пункте Постановления N1088 говорится о начальной (максимальной) цене, указываемой в извещении об осуществлении закупки путем проведения совместного конкурса и определяемой как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, а не о начальной (максимальной) цене каждого контракта.
В соответствии с пунктом 8 Постановления N1088 контракт с победителем совместного конкурса заключается каждым заказчиком самостоятельно.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае сумма начальных (максимальных) цен контрактов заказчиков (муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений) на поставку продуктов питания (мяса) превышала сумму 500 000 руб., в связи с чем уполномоченный орган правомерно применил пункт 6 приложения N2 к Постановлению N 99, и установил дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно пп. "б" п. 6 Постановления N 1088 начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении об осуществлении закупки, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, причем в данном подпункте говорится только о начальной (максимальной) цене, указываемой в извещении об осуществлении закупки путем проведения совместного конкурса и определяемой как сумма НМЦК каждого заказчика, а не о НМЦК, указываемой в извещении об осуществлении закупки (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2016 г. N Ф06-6030/16 по делу N А65-20521/2015).
По мнению Татарстанского УФАС России и суда первой инстанции, поскольку начальная (максимальная) цена каждого контракта не превышала 500 000 руб., то в рассматриваемом случае не может быть применен пункт 6 приложения N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99), согласно которому для оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 руб., необходимо наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе; при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
В соответствии с частью 5 статьи 25 Закона N 44-ФЗ порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае сумма начальных (максимальных) цен контрактов заказчиков (муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений) на поставку продуктов питания (мяса) составляла 1 946 100 руб., то есть превышала 500 000 руб., в связи с чем учреждение, правомерно применив пункт 6 приложения N 2 к Постановлению N 99, установило дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи на участие в соответствующем конкурсе; при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил заявление учреждения и признал недействительными пункты 2, 3, 4 решения Татарстанского УФАС России и его предписание от ... по делу N ....
Согласно пп. "б" п. 6 Постановления N 1088 начальная (максимальная) цена, указываемая в извещении об осуществлении закупки, определяется как сумма НМЦК каждого заказчика, причем в данном подпункте говорится только о начальной (максимальной) цене, указываемой в извещении об осуществлении закупки путем проведения совместного конкурса и определяемой как сумма НМЦК каждого заказчика, а не о НМЦК, указываемой в извещении об осуществлении закупки (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 марта 2016 г. N Ф06-6030/16 по делу N А65-20521/2015).
2. При проведении совместного аукциона на закупку ГСМ для учреждений здравоохранения укрупнение лота за счет условия о поставке по всем районам города и области, где расположены заказчики, не приводит к ограничению конкуренции
В части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции перечислены действия, которые запрещаются при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (пункт 2); ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов (часть 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ).
Из смысла части 2 статьи 25 Закона о контрактной системе следует, что организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать, в том числе, информацию об объекте закупки и о предполагаемом объеме закупки, в отношении которой проводятся совместные конкурсы или аукционы, место, условия и сроки (периоды) поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в отношении каждого заказчика; начальные (максимальные) цены контрактов каждого заказчика и обоснование таких цен соответствующим заказчиком; права, обязанности и ответственность сторон соглашения; информацию об организаторе совместных конкурса или аукциона, в том числе перечень полномочий, переданных указанному организатору сторонами соглашения (пункты 2-5).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что существенное укрупнение и усложнение лота в данном случае не нарушает положений Закона о защите конкуренции, поскольку обусловлено потребностью заказчиков в получении топлива в районах города и области, в которых они расположены. Условие о расположении АЗС не далее 15 километров от районного центра обусловлено местом расположения заказчика к месту оказания услуг относительно расположения АЗС/АЗК и существенным условием исполнения контракта. Названное требование не ограничивает количество участников закупки и не приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с тем, что определение места исполнения контракта на территории области обусловлено соответствующей зоной оказания медицинской помощи заказчиками, где и может возникнуть необходимость заправки транспортных средств скорой помощи.
Таким образом, как правильно отмечено судом, при размещении заказа заказчик наделен правом выставления предмета торгов единым лотом, при условии, что товары технологически и функционально связаны между собой.
Данные действия не противоречат нормам Закона о защите конкуренции.
3. При проведении совместного аукциона на поставку товаров объединение заказов в один лот не приводит к ограничению конкуренции, если эти товары имеют общее функциональное назначение, используются для достижения конкретной цели, объект закупки сформирован исходя из взаимной потребности заказчиков при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг
Спорные правоотношения регулируются Законом N 44-ФЗ, в силу части 1 статьи 25 которого при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и Законом N 44-ФЗ.
Объектом спорной закупки являлась поставка интерактивного и компьютерного оборудования, в том числе: интерактивной доски, мультимедийного короткофокусного проектора, крепления настенного для короткофокусного проектора, документ-камеры, многофункционального устройства, ноутбука, интерактивного стола (учебного центра), рабочей станции, системы голосования.
В Законе [N 44-ФЗ] отсутствует запрет формировать объект закупки подобным образом, каким он сформирован при проведении данного аукциона.
Суд пришел к обоснованному выводу, что решением антимонопольного органа правильно установлено, что в рамках данного аукциона в электронной форме осуществлялась закупка товаров, которые имеют общее функциональное назначение; указанные товары используются для достижения конкретной цели - формирование заказчиками единого комплекса интерактивного и компьютерного оборудования, используемого при проведении учебного процесса; объект закупки сформирован организатором совместной закупки исходя из взаимной потребности заказчиков при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг.
4. При размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона N 44-ФЗ
При размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона N 44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также нарушать требования статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.