Энциклопедия судебной практики
Таможенный досмотр
(Ст. 116 ТК ТС)
1. Если вскрытие упаковки не производилось, действия должностных лиц таможенных органов не являются таможенным досмотром
Решение Верховного Суда Республики Карелия от 11 декабря 2014 г. по делу N 12-174/2014
Таможенный досмотр при выявлении административного правонарушения, по смыслу ч. 1 ст. 116 ТК ТС, не осуществлялся, поскольку вскрытия упаковки товара не производилось. Был проведен внешний визуальный осмотр товара без вскрытия упаковки и нарушения целостности товара. По результатам осмотра был составлен соответствующий акт.
2. Если таможенный досмотр проводится в присутствии декларанта или иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, участие понятых не предусмотрено
Постановление Верховного Суда РФ от 12 августа 2013 г. N 20-АД13-2
Порядок проведения таможенного досмотра установлен статьями 116 ТК ТС, согласно которому участие понятых в проведении досмотра предусмотрено только в случаях, указанных в части 5 статьи 116 ТК ТС.
Если досмотр проводится в присутствии декларанта или иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, участие понятых не предусмотрено.
Решение Московского городского суда от 4 сентября 2014 г. N 7-7236/14
Доводы жалобы об отсутствии оснований для проведения таможенного досмотра были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который обоснованно указал, что должностное лицо органа таможни полномочно производить досмотр физических лиц, с учетом профиля риска (в том числе после опроса физического лица о перемещаемых последним товаров через таможенную границу), а также производить досмотр. То есть таможенный досмотр З. произведен на законных основаниях.
Данный вывод основан на положениях ст. 94,116 ТК ТС.
При этом, поскольку при таможенном досмотре участвовала З., обязательное участие понятых в данном случае не было необходимо.
Решение Верховного Суда Республики Дагестан от 22 января 2014 г. по делу N 7-2/2014
Порядок проведения таможенного досмотра установлен статьями 116 ТК ТС, согласно которому участие понятых в проведении досмотра предусмотрено только в случаях, указанных в части 5 статьи 116 ТК ТС. Если досмотр проводится в присутствии декларанта или иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, участие понятых не предусмотрено.
3. Законом не предусмотрена обязанность привлечения экспертов для проведения таможенного досмотра
Решение Забайкальского краевого суда от 01 октября 2012 г.
Как видно из имеющихся в материалах дела заявлений, директор ООО. просила провести таможенные досмотры товаров без участия представителя ООО. При этом таможенные досмотры проведены в присутствии двух понятых, что согласуется с п. 6 ст. 116 ТК ТС. Обязанность привлечения экспертов для проведения таможенного досмотра нормами таможенного законодательства не предусмотрена.
4. Для обнаружения фактов перемещения товаров в ходе таможенного досмотра может производиться проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников
При проведении досмотра могут осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками.
5. Перемещение через таможенную границу товаров, облагаемых акцизом или подпадающих под меры нетарифного регулирования, может быть основанием для принятия таможенным органом решения о необходимости проведения таможенного досмотра
На решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства: перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования.
6. Перевозка товаров транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита, может быть основанием для принятия таможенным органом решения о необходимости проведения таможенного досмотра
На решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства: товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита.
7. Перевозка товаров транспортом, принадлежащим физическим лицам, может быть основанием для принятия таможенным органом решения о необходимости проведения таможенного досмотра
На решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства: товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т.д.
8. Положения п. 3 ст. 116 ТК ТС не исключают создания в целях таможенного досмотра зон таможенного контроля
Толкование пункта 3 статьи 116 ТК ТС не исключает, а напротив, допускает создание зон таможенного контроля при определенных обстоятельствах, в целях таможенного досмотра.
По смыслу приведенных положений таможенного законодательства такие обстоятельства могут и должны соотноситься с теми или иными условиями контрольных мероприятий (в частности, с местом, временем и объемом проверяемых объектов, товаров), с разумной и адекватной перспективой открытого взаимодействия таможенного органа с проверяемым лицом (проверяемыми лицами), с учетом обоюдных интересов, необходимости создания скорого и эффективного механизма контроля. При этом принимаются во внимание та или иная форма таможенного контроля, количество и качество требуемых проверочных действий, временный и относительный характер определенных ограничений (сложностей) в работе проверяемых субъектов, с учетом площади и функционала принадлежащих им территорий, помещений, зданий.
9. Таможенный орган имеет право проводить таможенный досмотр товаров, задекларированных в таможенной декларации и находящихся в зоне таможенного контроля
Одной из форм таможенного контроля является таможенный досмотр, порядок проведения которого регламентирован статьей 116 ТК ТС.
Таможенный орган имеет право проводить таможенный досмотр товаров, задекларированных в ДТ и находящихся в зоне таможенного контроля, в целях применения профилей риска с момента пересечения таможенной границы и до момента фактического вывоза товаров с таможенной территории ТК ТС.
10. Таможенная декларация на товары, по которой таможенным органом принято решение об отказе в выпуске, не считается утратившей юридическое значение
Таможенный орган имеет право проводить таможенный досмотр товаров, задекларированных в ДТ и находящихся в зоне таможенного контроля, в целях применения профилей риска с момента пересечения таможенной границы и до момента фактического вывоза товаров с таможенной территории ТК ТС. При этом декларация на товары, по которой таможенным органом принято решение об отказе в выпуске, не считается утратившей юридическое значение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.