Энциклопедия судебной практики
Таможенная проверка
(Ст. 122 ТК ТС)
1. Таможенные органы обладают полномочиями по осуществлению таможенного контроля и обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности и пресечению незаконного оборота через таможенную границу объектов такой собственности в ходе совершения таможенных операций и после выпуска товаров
Из анализа [ст. ст. 122, 131 ТК ТС] следует, что таможенные органы обладают полномочиями по осуществлению таможенного контроля и обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности и пресечению незаконного оборота через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности не только в ходе совершения таможенных операций, но и после выпуска товаров, в том числе в форме проверки документов и сведений, а также таможенной проверки.
2. Таможенные органы вправе проводить ревизию получателей (владельцев) товаров, которые не являлись сторонами внешнеэкономической сделки
Постановление Верховного Суда РФ от 19 февраля 2016 г. N 305-АД15-18616
Приведенные доводы о том, что таможенному контролю в спорном случае подлежат только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности, а предметом является факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении, подлежат отклонению исходя из положений статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая позволяет таможенным органам проводить ревизию получателей (владельцев) товаров, которые не являлись сторонами внешнеэкономической сделки.
3. Нормы ст. 122 ТК ТС устанавливают открытый перечень направлений таможенной проверки
Постановление Верховного Суда РФ от 19 февраля 2016 г. N 305-АД15-18616
Приведенные доводы о том, что таможенному контролю в спорном случае подлежат только непосредственные участники внешнеэкономической деятельности, а предметом является факт выпуска товаров и достоверность сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении, подлежат отклонению исходя из положений статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза, которая позволяет таможенным органам проводить ревизию получателей (владельцев) товаров, которые не являлись сторонами внешнеэкономической сделки. Кроме того, указанная статья оставляет перечень направлений проверки открытым, что согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.
4. Таможенное законодательство не запрещает проведение экспертиз в рамках камеральной проверки
Отклоняя довод общества о нелегитимности экспертного заключения Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России в г. _, суды правомерно руководствовались положениями пункта 29 части 1 статьи 4, статьи 99, пункта 12 статьи 110, статьи 122, части 1 статьи 131, пункта 1 части 1 статьи 137, частями 1, 4 и 7 статьи 138 ТК ТС, по смыслу которых таможенные органы обладают полномочиями по осуществлению таможенного контроля не только в ходе совершения таможенных операций, но и после выпуска товаров, в том числе в форме таможенных проверок; запрета на проведение экспертиз в рамках камеральной проверки указанные нормы не содержат.
5. Таможенные органы вправе проводить проверки после выпуска товаров, но их проведение не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о законности корректировки таможенной стоимости, осуществленной по результатам таможенного контроля до выпуска товаров
Обратить внимание судов, что принятие таможенной стоимости, заявленной декларантом при ввозе товара, либо ее корректировка в рамках таможенного контроля, проводимого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенных проверок после выпуска товаров (статьи 99, 122 ТК ТС).
Вместе с тем проведение таких проверок не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о законности корректировки таможенной стоимости, осуществленной по результатам таможенного контроля до выпуска товаров.
6. Законодательство не требует обязательного указания в решении таможенного органа, принятом по итогам камеральной таможенной проверки, информации о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию
Действующее таможенное законодательство не содержит норм о том, что решение таможенного органа, принятое по итогам камеральной таможенной проверки, в обязательном порядке должно содержать информацию о суммах таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению и довзысканию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.