Энциклопедия судебной практики
Основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров
(Ст. 195 ТК ТС)
1. Безусловным основанием для отказа в выпуске товаров является неуплата выставленного размера обеспечения уплаты таможенных платежей
Ссылки таможенного органа на положения статей 88, 195, 201 ТК ТС, согласно которым неуплата выставленного размера обеспечения уплаты таможенных платежей является безусловным основанием для отказа в выпуске товаров, выводов суда первой инстанции относительно незаконности оспариваемых решений таможни не опровергает. Действие таможенного органа по выставлению расчета размера обеспечения уплаты таможенных платежей и последующее принятие решения об отказе в выпуске товара, из чего обоснованно исходил суд, проверяя заявленные обществом требования, осуществляется в рамках одной процедуры и является взаимосвязанным, что исключает, в случае установления неправомерности действий таможни по выставлению размера обеспечения уплаты таможенных платежей, признание соответствующим закону решения об отказе в выпуске товара.
2. Уплата утилизационного сбора не является условием выпуска товаров
Неуплата подлежащего уплате утилизационного сбора не является основанием для невыпуска товара, а является основанием для невыдачи таможенным органом паспорта транспортного средства.
3. Несмотря на наличие признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о товаре, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, таможенный орган вправе принять решение о выпуске товара под обеспечение уплаты таможенных платежей
Определение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2015 г. N 303-КГ15-348
Суд, руководствуясь положениями статей 66, 69, 88, 98, 150, 188, 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также положениями Порядка контроля таможенной стоимости товаров, установив, что в ходе таможенного контроля в отношении товара было установлено расхождение заявленной таможенной стоимости заявленного в спорной ДТ товара с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, что могло свидетельствовать о признаках заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, а также что в целях скорейшего выпуска ввезенного товара декларант подал в таможню заявление о списании обеспечения за счет ранее внесенных авансовых платежей, товар таможней был выпущен в свободное обращение, пришел к выводу о том, что таможенный орган, установив наличие признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о товаре, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, правомерно принял решение о выпуске товар под обеспечение уплаты таможенных платежей, более того, у него отсутствовала правовая возможность совершить какие-либо иные действия ввиду прямого запрета таможенного законодательства.
Суд также учел, что величина обеспечения не является окончательным размером финансовых обязательств декларанта, которая может быть определена только при вынесении решения о принятии таможенной стоимости.
Таможенный орган, установив наличие признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о товаре, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, правомерно принял решение о выпуске товар под обеспечение уплаты таможенных платежей, а у таможни отсутствовала правовая возможность совершить какие-либо иные действия ввиду прямого запрета таможенного законодательства.
Судебные инстанции оценили представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили нормы таможенного законодательства и сделали обоснованный вывод о том, что таможенный орган, установив наличие признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о товаре, влияющих на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с учетом того, что в отведенный для проведения дополнительной проверки срок декларант не представил обеспечение уплаты таможенных платежей, действовал правомерно. Таможенный орган не принимал решение о корректировке заявленной обществом таможенной стоимости товара, поскольку на основании результатов проведенной дополнительной проверки установил правильность заявленных предпринимателем сведений о товаре.
4. Требования к маркировке ввозимой на таможенную территорию ТС парфюмерно-косметической продукции должны быть соблюдены до ее выпуска, т.е. при помещении товаров под таможенную процедуру
По смыслу нормативных положений нельзя согласиться с выводами апелляционного суда о том, что информация о товаре на русском языке должна быть нанесена на товар непосредственно при его направлении на реализацию в торговую сеть, а не до таможенного оформления товара; отсутствие на товаре информации на русском языке при таможенном оформлении товара, но при наличии декларации о соответствии товара, выданной уполномоченным органом, не может расцениваться как несоблюдение требований статей 183 и 195 ТК ТС, влекущих отказ в выпуске товаров (статья 201 ТК ТС).
Напротив, в силу приведенных положений Технического регламента, статей 183, 195 и 201 ТК ТС безопасность товаров (в данном случае парфюмерно-косметической продукции) гарантируется для потребителя при первом пресечении компетентным государственным органом продвижения товаров, не отвечающих соответствующим требованиям к их безопасности, с момента первой оферты, начиная от изготовителя товаров. Соответствующие гарантии со стороны таможенных органов реализуются посредством отказа в выпуске небезопасных товаров, что в свою очередь не исключает контроль за продвижением выпущенных товаров со стороны иных компетентных органов.
Таким образом, требования к маркировке ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза парфюмерно-косметической продукции должны быть соблюдены до ее выпуска, то есть при помещении товаров под таможенную процедуру.
5. Маркировка товара осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынке, а не перед выпуском товаров в соответствии со ст. 195 ТК ТС
Выпуск товаров и выпуск в обращение - различные правовые понятия.
По смыслу технических регламентов Таможенного союза маркировка должна осуществляться перед выпуском продукции в обращение на рынке, а не перед выпуском товаров в соответствии со ст. 195 ТК ТС (например, ч. 2 статьи 12 ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", ст. 4 ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции").
Из приведенных норм закона следует, что отсутствие маркировки на товаре на стадии его таможенного оформления не свидетельствует о несоответствии товара требованиям технических регламентов и о недействительности представляемых декларантом или таможенным представителем деклараций о соответствии.
В ситуации, когда таможенный орган не представляет доказательств того, что оформляемый в таможенном отношении товар по каким-либо иным параметрам, носящим характер запретов и ограничений, не соответствует декларации о соответствии, привлечение к ответственности по ст. 16.7 или ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за отсутствие маркировки на товаре на стадии декларирования не основано на законе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.