Энциклопедия судебной практики
Таможенные органы и их основные задачи
(Ст. 6 ТК ТС)
1. В компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка товаров как находящихся, так и находившихся под таможенным контролем
Согласно пункту 9 части 1 статьи 6 ТК ТС одной из задач таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты интеллектуальных прав.
В компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка лишь товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем.
При этом судам следует учитывать, что указанными полномочиями таможенные органы обладают в отношении товаров, не только ввозимых в Российскую Федерацию, но и вывозимых, поскольку в обоих случаях осуществляется оборот товаров через таможенную границу.
Полномочия таможенных органов по защите интеллектуальных прав в отношении иных товаров не предусмотрены.
Постановление Верховного Суда РФ от 11 февраля 2015 г. N 310-АД14-8061
Не могут быть приняты во внимание доводы общества об отсутствии у таможенного органа полномочий на проведение таможенного контроля после выпуска товаров, поскольку согласно пункту 9 части 1 статьи 6 ТК ТС одной из задач таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты интеллектуальных прав. При этом, как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка товаров, как находящихся, так и находившихся под таможенным контролем. Доказательств того, что таможенный контроль проводился не в отношении товара, ввезенного обществом по ДТ в отношении какого-либо иного товара, обществом не представлено.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза одной из задач таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты интеллектуальных прав.
В компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка лишь товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем.
При этом судам следует учитывать, что указанными полномочиями таможенные органы обладают в отношении товаров, не только ввозимых в Российскую Федерацию, но и вывозимых, поскольку в обоих случаях осуществляется оборот товаров через таможенную границу.
2. Таможенные органы осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых либо через таможенную границу ТС либо через государственную границу РФ
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 6, пунктом 1 статьи 328 Таможенного кодекса Таможенного союза, пунктами 7, 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы обеспечивают защиту прав на объекты интеллектуальной собственности в пределах своей компетенции и осуществляют противодействие незаконному обороту тех объектов интеллектуальной собственности, которые перемещаются либо через таможенную границу Таможенного союза, либо через государственную границу Российской Федерации.
3. Направляя аккредитованной организации сведения об импортерах, номенклатуре и таможенной стоимости оборудования и материальных носителей, таможенные органы действуют в пределах предоставленных им законодательством полномочий
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 января 2012 г. N КАС11-814
Одной из задач, решение которых обеспечивают таможенные органы на таможенной территории Таможенного союза, является обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции (подпункт 9 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса таможенного союза Российской Федерации).
Поэтому, направляя аккредитованной организации сведения об импортерах, номенклатуре и таможенной стоимости оборудования и материальных носителей, таможенные органы действуют в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
4. В случае заявления декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему кода товарной номенклатуры таможня обязана не допустить его таможенного оформления или предпринять меры по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины
Судом принята во внимание правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 03.02.2009 N 11875/2008, согласно которой в случае заявления декларантом в таможенной декларации достоверных сведений о товаре и не соответствующего ему кода товарной номенклатуры таможня, осуществляющая таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, исходя из полномочий, определенных статьями 6 и 111 ТК ТС, а также общих принципов таможенного контроля, обязана либо не допустить таможенного оформления товара на основании такой декларации либо предпринять после выпуска товара меры по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины.
Указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры, не связанное с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной номенклатуре, в рассматриваемом случае не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
5. Таможня является уполномоченным органом по возбуждению дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.10 КоАП РФ, и проведению административного расследования по указанной категории дел
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза одной из задач таможенных органов является обеспечение в пределах своей компетенции защиты интеллектуальных прав.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в компетенцию таможенных органов по защите интеллектуальных прав входит проверка товаров, находящихся или находившихся под таможенным контролем.
Таким образом, таможня является уполномоченным органом по возбуждению дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 КоАП РФ и проведению административного расследования по указанной категории дел.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.