Энциклопедия судебной практики
Сертификат о происхождении товара
(Ст. 61 ТК ТС)
1. Сертификат о происхождении товара, заполненный с нарушением установленных правил, однако позволяющий однозначно определить страну происхождения товара, является основанием для предоставления тарифных преференций
Нижестоящие суды сделали законные и обоснованные выводы о том, что содержащиеся в соответствующих графах сертификата сведения о происхождении товара соответствуют законодательно установленным и не являются недостоверными, а указанное [сокращенное] наименование поставщика товара не ставит под сомнение подлинность сертификата и факт производства спорного товара в заявленной стране и, следовательно, не может быть признано тем нарушением требований к его оформлению или заполнению, которое влечет отказ таможенного органа в рассмотрении названного сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции обозревался подлинник указанного сертификата, существенных недостатков на оттиске печати не установлено.
На основании материалов дела суды обеих инстанций установили, что в соответствующих графах сертификатов, представленных обществом таможенному органу, аббревиатура наименования органа, уполномоченного заверять сертификат, отличается от указанного в образце, доведенном до таможенных органов, отсутствует адрес органа, уполномоченного заверять сертификат, а также не указана масса нетто ввозимого товара.
Вместе с тем принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
В рассматриваемом случае суды исходили из того, что достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что сертификаты относятся к другим товарам, которые отличаются от ввезенных обществом, таможенный орган не представил, равно как и не представил доказательств направления запросов в компетентные национальные органы страны, заверившие сертификаты, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Суды сделали правомерный вывод, основанный на материалах дела, о том, что общество необоснованно лишено таможенным органом права на получение тарифных преференций, поскольку в силу положений ст. 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Совпадение в предоставленных таможенному органу сертификатах части регистрационного номера не может являться основанием для лишения общества права на освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин [преференции], поскольку таможней не приняты все необходимые для осуществления таможенного контроля меры, в том числе таможенный орган не воспользовался предоставленными ему п. 5 ст. 61 ТК ТС контрольными полномочиями по обращению к национальным органам или организациям страны, выдавшим сертификат.
Таможня отказала обществу в принятия предоставленных сертификатов о происхождении товаров в качестве основания для предоставления тарифных преференций, поскольку одна из граф сертификатов заполнена с нарушением требований, предъявляемых к ней, и содержит сведения о товарах, которые не позволяют однозначно идентифицировать ввезенный товар и товар, заявленный для целей таможенного декларирования.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии у таможни правовых оснований для отмены преференциального режима, поскольку из материалов дела следует, что таможенный орган не сомневался в стране происхождения товара, а имел претензии к оформлению сертификата. В то же время общество при декларировании товаров представило в таможенный орган пакет документов, которые наряду с сертификатами о происхождении товара подтверждают соблюдение заявителем требований, необходимых для предоставления тарифных преференций (соблюдение условий о производстве товара в развивающейся стране, условия непосредственной закупки товара у поставщика в развивающейся стране и прямой поставки товаров).
Таможенным органом было отказано обществу в принятии представленных сертификатов и предоставлении преференциального режима по спорным декларациям на товары, в связи с отсутствием в соответствующей графе сертификатов наименования и адреса органа, уполномоченного заверять сертификаты.
Нижестоящие суды правильно определили, что таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций и возврата сумм таможенных платежей, в то время как представленные обществом сертификаты содержат четкие оттиски печатей с наименованием уполномоченного органа и населенного пункта, иных нарушений в оформлении представленных обществом сертификатов таможней не выявлено, а страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается.
Таким образом вывод судов о том, что выявленное нарушение при оформлении сертификатов не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении таких сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, является законным и обоснованным.
2. Отсутствие в распоряжении таможенного органа сведений об уполномоченном органе страны происхождения товара не является достаточным основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций
Суды правильно указали, что оспариваемое решение таможенного органа содержит лишь ссылки на сомнения в подлинности представленных сертификатов, вызванных несоответствием форм сравниваемых оттисков печатей уполномоченного органа страны происхождения товара и не содержит доводов относительно того, что подпись, наименование, адрес места нахождения лица, заверившего спорные сертификаты, не соответствуют образцу, имеющемуся в распоряжении таможни. Таким образом, отсутствие в распоряжении таможни только образцов оттисков печатей для сличения не является достаточным основанием для отказа обществу в предоставлении тарифных преференций.
Суды также учли, что таможня не воспользовалась правом направления запросов в компетентный национальный орган страны, заверивший сертификаты, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения о сертифицированном товаре.
Нижестоящие суды пришли к правильному выводу о незаконности решения таможни об отмене предоставленных ранее преференций, поскольку установили, что решение было принято не из-за претензий к информации о стране происхождения товара, а из-за отсутствия у таможенного органа информации о наименованиях, адресах, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
Согласно пункту 5 статьи 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
По смыслу приведенной выше нормы целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, основанием для предоставления преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций. Надлежащим образом оформленный сертификат представляет собой достоверное доказательство происхождения товара.
Поскольку общество представило все необходимые документы для подтверждения страны происхождения товара, а преференции не предоставлены в связи с отсутствием у таможни информации о наименованиях, адресах, оттисках печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным отказ таможенного органа в предоставлении тарифных преференций.
3. Нарушения требований по оформлению и заполнению сертификата о происхождении товара, не позволяющие однозначно определить страну происхождения товара, являются основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций
Судебные инстанции пришли к правильным выводам о невозможности рассмотрения предоставленного заявителем таможенному органу сертификата о происхождении товара в качестве основания для предоставления тарифных преференций, поскольку установили, что в нарушение требований к оформлению сертификатов в соответствующей графе, где должны указываться наименование и адрес лица, которое получает товар, указано иное наименование и иной адрес, нежели наименование и адрес заявителя.
Таким образом, таможенный орган принял правомерное решение об отказе в предоставлении заявителю льгот по оплате таможенных платежей [преференций], поскольку пунктом 4 статьи 61 ТК ТС предусмотрено, что если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Статьей 61 ТК ТС установлено, что сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что предоставленные обществом сертификаты происхождения товаров были выданы в стране отправления товара, что не противоречит положениям ТК ТС, однако указанные сертификаты не соответствуют установленному типовому бланку Сертификата о происхождении, а таможенный орган лишен возможности проверить представленные сертификаты происхождения товаров, поскольку организация, выдавшая сертификаты, неизвестна, так как печати на сертификатах переводятся как "Уполномоченный орган".
При таких обстоятельствах нижестоящие суды сделали правильный вывод о правомерности принятых таможенным органом решений о корректировке страны происхождения товаров, заявленной обществом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.