Энциклопедия судебной практики
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов
(Ст. 89 ТК ТС)
1. Суды должны рассматривать требования о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, денежного залога независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа, влияющее на исчисление таможенных платежей, решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате данных сумм
При рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей, как установили суды, подтвержден материалами дела и обществом соблюдены порядок и срок обращения в таможню с указанным выше заявлением, отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорной сумме является незаконным.
Довод таможенного органа о том, что решение по таможенной стоимости товара не оспорено и не отменено в установленном законом порядке, что не позволяет считать таможенные платежи излишне уплаченными, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку. Выводы судов в данной части не противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства".
Ссылки таможни на то, что по заявлению общества принято решение о возврате заявления без рассмотрения, правомерно не приняты судами, так как законных оснований для оставления заявления без рассмотрения не имелось, а возврат таможенных платежей обществу не произведен.
Доводы жалобы о том, что решения по таможенной стоимости товара не оспорены и не отменены в установленном законом порядке, что не позволяет считать таможенные платежи излишне уплаченными, также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Проверка доводов заявителя о возможности возврата (зачета) таможенных платежей в данном случае находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости. Выводы судов в данной части согласуются с правовой позиции, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства".
2. Требования о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, денежного залога могут быть заявлены в суд, даже если к моменту такого обращения решения таможенного органа были отменены
При рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
При этом необходимо принимать во внимание, что указанные имущественные требования могут быть заявлены в суд и в том случае, если к моменту обращения заявителя названные решения таможенного органа были отменены в порядке ведомственного контроля.
3. При возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей независимо от срока их возврата на них подлежат начислению проценты со дня, следующего за днем взыскания
Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 433-ПЭК15
Отменяя постановление суда округа и оставляя в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, коллегия судей, руководствуясь статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза, исходя из буквального толкования части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании и принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 27.12.2005 N 503-О, указала, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на них подлежат начислению проценты, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
4. Законодательством не предусмотрено представление заявителем в качестве основания для возврата излишне уплаченных таможенных платежей какого-либо определенного документа
Возвращая заявления общества без рассмотрения, таможня указывала, в том числе на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин в значении ст. 89 Кодекса.
В качестве данных документов таможенный орган указывает решение таможенного органа об изменении кода товара; решение суда, вступившее в законную силу.
Указанный довод таможенного органа обоснованно признан судами ошибочным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено представление заявителем в качестве основания для возврата излишне уплаченных таможенных платежей какого-либо определенного документа: решения таможенного органа либо судебного акта.
5. Предоставление документов, подтверждающих льготу после ввоза товаров, не лишает декларанта права на последующее применение льготы и возврат излишне уплаченных таможенных платежей
Суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений статьи 89, пункта 2 статьи 90 ТК ТС и статьи 147 Закона N 311-ФЗ сделали правильный вывод о том, что предоставление документов, подтверждающих льготу после ввоза товаров, не лишает декларанта права на последующее применение льготы и возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
6. Законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и в случае их добровольного внесения декларантом
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 13328/12
Президиум указывает, что факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.
Судебные инстанции, установив соблюдение предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора и отсутствие у него задолженности по таможенным платежам, правильно применили статьи 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статью 147 Закона N 311-ФЗ и обоснованно удовлетворили требования предпринимателя, обязав таможню возвратить ему таможенные платежи, излишне уплаченные по спорным ДТ в связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенного товара. Документальные доказательства отсутствия основания для возврата предпринимателю излишне уплаченных таможенных платежей таможня в материалы дела не представила.
Довод таможни о том, что предприниматель добровольно определил таможенную стоимость иным методом, подлежит отклонению как заявленный без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13328/12 и состоящий в следующем: факт самостоятельной корректировки декларантом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует реализации права на оспаривание декларантом решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
7. Излишняя уплата таможенной пошлины может иметь место не только при уплате сверх установленной суммы, но при отсутствии правовых оснований
Согласно статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Следовательно, излишняя уплата таможенной пошлины может иметь место не только при уплате сверх установленной суммы, но при отсутствии правовых оснований, в том числе: неправильной классификации товара, неправильного исчисления таможенной стоимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.