Энциклопедия судебной практики
Принципы проведения таможенного контроля
(Ст. 94 ТК ТС)
1. Проведение взвешивания товаров возможно по требованию таможенного органа в рамках осуществления таможенного контроля, при этом таможенным законодательством не предусмотрено, что такое взвешивание происходит в рамках какой-либо конкретной формы таможенного контроля
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (пункт 2 статьи 94 ТК ТС).
В соответствии с положениями главы 18 Таможенного кодекса Таможенного союза профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (пункт 5 статьи 127); таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 128); к объектам анализа риска относятся деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах (пункты 4 и 5 статьи 129); порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза (пункты 3 и 4 статьи 130).
Из анализа приведенных положений таможенного законодательства следует, что допускается проведение взвешивания товаров по требованию таможенного органа в рамках осуществления таможенного контроля и не исключается необходимость повторного взвешивания в ходе проведения таможенного досмотра. При этом таможенное законодательство не предусматривает, что взвешивание товара осуществляется в рамках какой-либо конкретной формы таможенного контроля.
При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (пункт 2 статьи 94 ТК ТС).
В соответствии с положениями главы 18 ТК ТС профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (пункт 5 статьи 127 ТК ТС); таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 128 ТК ТС); к объектам анализа риска относятся деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, а также сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах (пункты 4 и 5 статьи 129 ТК ТС); порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств - членов Таможенного союза. Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза (пункты 3 и 4 статьи 130 ТК ТС).
Из анализа приведенных положений таможенного законодательства следует, что допускается проведение взвешивания товаров по требованию таможенного органа в рамках осуществления таможенного контроля и не исключается необходимость повторного взвешивания в ходе проведения таможенного досмотра. При этом таможенное законодательство не предусматривает, что взвешивание товара осуществляется в рамках какой-либо конкретной формы таможенного контроля.
2. Требование таможенного органа об обеспечении проведения взвешивания товаров является мерой анализа и проверки сведений о товарах, заявленных декларантом в ДТ с целью выявления признаков нарушений, и не может расцениваться как избыточность таможенного контроля
Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2014 г. N 307-ЭС14-4711
Оценив представленные в дело доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 94, 95, 96, 108, 110 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11, 161 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", суды пришли к выводу о том, что требование таможенного органа об обеспечении проведения взвешивания спорных контейнеров являлось мерой анализа и проверки сведений о товарах, заявленных декларантом в ДТ, было направлено на выявление признаков нарушений и выставлено таможенным органом без нарушений таможенного законодательства и не может расцениваться как избыточность таможенного контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.