Энциклопедия судебной практики
Таможенный контроль после выпуска товаров
(Ст. 99 ТК ТС)
1. Если полномочия таможенного органа проводить таможенный контроль после выпуска в отношении товаров возникли до 01.07.2010, таможенный контроль проводится в пределах одного года
Пунктами 1, 2 ст. 361 ТК ТС, действовавшего по 30 июня 2010 г. включительно, было установлено, что после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Вступившим в силу с 1 июля 2010 г. Таможенным кодексом Таможенного союза введён иной трёхлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров (ст. 99).
Порядок применения положений ТК ТС к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, регламентирован в разделе 8 данного кодекса "Переходные положения" (ст. 366-372), которым обеспечиваются преемственность в новом таможенном регулировании тех правоотношений, которые возникли до вступления его в силу.
Права и обязанности сторон спорных отношений возникли до вступления в силу ТК ТС: задекларированный обществом товар был выпущен таможенными органами для свободного обращения и утратил статус находящегося под таможенным контролем до 1 июля 2010 г. Следовательно, к спорным отношениям подлежат применению действовавшие в этот период времени положения пп. 1, 2 ст. 361 ТК РФ.
2. Имеет место различное применение и толкование арбитражными судами норм материального права, касающихся исчисления сроков таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010, в случае, когда к моменту вступления в силу ТК ТС годичный срок не истек
Определение Верховного Суда РФ от 1 декабря 2014 г. N 305-КГ14-78
Практика арбитражных судов РФ свидетельствует о том, что имеет место различное применение и толкование арбитражными судами норм материального права, касающихся исчисления сроков таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010, в случае, когда к моменту вступления в силу ТК ТС годичный срок не истек.
В одних случаях, определяя срок таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение до 01.07.2010, суды руководствуются статьей 99 ТК ТС, обосновывая ее применение толкованием пункта 2 статьи 366, части 1 статьи 370 ТК ТС, в связи с чем приходят к выводу об увеличении срока таможенного контроля с одного года до трех лет (например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2012 по делу N А56-43685/2011 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.2011 по делу N А51-18454/2010 Арбитражного суда Приморского края).
В других аналогичных случаях суды приходят к противоположному выводу - о невозможности распространения нового срока таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных в свободное обращение в период действия прежнего таможенного регулирования. В этих случаях суды применяют к спорным правоотношениям положения пунктов 1, 2 статьи 361 ТК РФ, обосновывая их применение действием закона во времени и недопустимостью придания обратной силы нормативному регулированию, ухудшающему положение лица, подчеркивая также отсутствие в разделе 8 "Переходные положения" ТК ТС прямого указания о придании обратной силы нормам права, регламентирующим срок таможенного контроля после выпуска товаров (например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.10.2012 по делу N А45-18650/2011 Арбитражного суда Новосибирской области, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.06.2012 по делу N А32-13198/2011 Арбитражного суда Краснодарского края, от 20.07.2012 по делу N А32-10499/2011 Арбитражного суда Краснодарского края, от 19.11.2012 по делу N А53-21865/2011 Арбитражного суда Ростовской области, от 17.01.2013 по делу А32-25972/2011 Арбитражного суда Краснодарского края).
3. Если истечение годичного срока таможенного контроля со дня выпуска товаров приходится на период действия ТК ТС, то срок увеличивается до 3 лет
В соответствии с пунктом 6 статьи 370 ТК ТС товары, помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, временного ввоза товаров и транспортных средств и временного вывоза товаров и транспортных средств в Республике Казахстан, со дня вступления в силу названного Кодекса признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза.
В отношении этих товаров применяются положения названного Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей настоящей статьи.
Поскольку таможенная процедура временного ввоза в отношении воздушного судна завершена в сентябре 2010 года (после вступления в действие ТК ТС), соответственно у таможенного органа возникло предусмотренное статьей 99 ТК ТС право на проведение таможенного контроля в течение трех лет после выпуска товара.
4. Формами таможенного контроля являются проверка документов и сведений, таможенная проверка
В силу статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 Кодекса.
Формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений (пункт 1 статьи 110 Кодекса); таможенная проверка (пункт 12 статьи 110 Кодекса).
5. Таможенный орган не вправе выносить решение о корректировке таможенной стоимости, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения о корректировке
Обратить внимание судов, что принятие таможенной стоимости, заявленной декларантом при ввозе товара, либо ее корректировка в рамках таможенного контроля, проводимого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенных проверок после выпуска товаров (статьи 99, 122 ТК ТС).
Вместе с тем проведение таких проверок не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о законности корректировки таможенной стоимости, осуществленной по результатам таможенного контроля до выпуска товаров.
В частности, таможенный орган не вправе выносить решение о корректировке таможенной стоимости, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения о корректировке (например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит по существу то же обоснование корректировки таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом ошибочным).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Таможенного кодекса Таможенного союза.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Таможенный кодекс Таможенного союза" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Н. Давлетовой, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Королевой, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, В. Куличенко, М. Михайлевской, А. Назаровой, Т. Самсоновой, Е. Филипповой, О. Являнской.