Энциклопедия судебной практики
Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
(Ст. 182 ЖК)
1. Возможность реализации права собственников помещений в многоквартирных домах требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества не зависит от суммы денежных средств, перечисленных ими в фонд капитального ремонта
Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2016 г. N 10-П (пункт 7.2)
Деятельность регионального оператора обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, собственники помещений в которых избрали в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора. Данный способ, по смыслу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 4 части 1 его статьи 180 и части 1 статьи 182, предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт, причем возможность реализации указанного права не зависит от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме, - в случае их недостаточности исполнение региональным оператором обязанности по финансированию соответствующих услуг и (или) работ осуществляется из средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах того же регионального оператора, с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
2. Органы местного самоуправления, муниципальные бюджетные учреждения могут осуществлять функции технического заказчика, если в субъекте РФ принят закон, определяющий случаи, когда названные субъекты могут осуществлять указанные функции
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2015 г. N 93-АПГ15-2
По смыслу [ч. 1 ст. 180, ч. 4 ст. 182 ЖК РФ], органы местного самоуправления и (или) муниципальные бюджетные учреждения могут быть участниками отношений в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах только при условии, что в субъекте Российской Федерации принят закон, определяющий случаи, когда названные субъекты могут осуществлять функции технического заказчика.
3. Лицензия необходима не для любых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, а только для тех, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 февраля 2015 г. N 93-АПГ15-2
Наличие свидетельства о допуске к работам требуют не все работы, связанные с проведением капитального ремонта объектов капитального строительства, а лишь те, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Не содержится в федеральном законодательстве и положения о том, что для проведения любых работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах необходимо наличие лицензии.
Довод апелляционной жалобы, суть которого сводится к тому, что согласно правовому предписанию пункта 4.1 Порядка представление разрешительных документов требуется не во всех случаях, а в зависимости от вида работ, является несостоятельным, поскольку такой оговорки в указанном пункте нет и из его содержания явствует, что для участия в конкурсе необходимо иметь разрешительные документы на выполнение всех работ, связанных с проведением капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. П. 7 ст. 182 ЖК РФ регулирует отношения, не связанные с возмещением материального ущерба
Ссылка суда первой инстанции на п. 7 ст. 182 ЖК РФ, согласно которой возмещение региональному оператору средств, израсходованных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в сумме, превышающей размер фонда капитального ремонта, осуществляется за счет последующих взносов на капитальный ремонт собственников помещений в этом многоквартирном доме, является ошибочной, поскольку указанной нормой регулируются отношения, не связанные с возмещением материального ущерба.
5. Возмещение убытков, причиненных при проведении капитального ремонта подрядной организацией, осуществляется в соответствие с правилами о возмещении убытков с применением ч. 6 ст. 182 ЖК РФ, в то время как при ненадлежащем исполнении региональным оператором обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта применяется п. 5 ст. 178 ЖК РФ
Кассационная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы о том, что его ответственность ограничена пунктом 5 статьи 178 ЖК РФ, согласно которой убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством. В данном случае размер взносов составил 7969 руб. 62 коп.
Положения пункта 5 статьи 178 ЖК РФ применяются при неисполнении или ненадлежащем исполнении Фондом возложенных на него законодательством обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Возмещение же причиненных убытков собственнику жилого помещения при проведении капитального ремонта подрядной организацией, привлеченной Фондом, должно осуществляться в порядке системного применения норм о возмещении убытков с применением части 6 статьи 182 ЖК РФ.
Положения п. 5 ст. 178 Жилищного кодекса РФ применяются при неисполнении или ненадлежащем исполнении Фондом возложенных на него законодательством обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Возмещение же причиненных убытков собственнику жилого помещения при проведении капитального ремонта подрядной организацией, привлеченной Фондом, должно осуществляться в порядке системного применения норм о возмещении убытков с применением ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ.
Положения п. 5 ст. 178 Жилищного кодекса РФ применяются при неисполнении или ненадлежащем исполнении Фондом возложенных на него законодательством обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Возмещение же причиненных убытков собственнику жилого помещения при проведении капитального ремонта подрядной организацией, привлеченной Фондом, должно осуществляться в порядке системного применения норм о возмещении убытков с применением ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 февраля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.