Энциклопедия судебной практики
Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки
(Ст. 24.12 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")
1. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено совместное участие в проведении государственной кадастровой оценки земель высшего органа исполнительной власти и отраслевого органа исполнительной власти субъекта РФ
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 49-АПГ12-9
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Минземимущество Республики Башкортостан явилось ненадлежащим заказчиком кадастровых работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, которым, по мнению суда, должно выступать Правительство Республики Башкортостан. Указанный вывод основан на положениях статьи 24.17 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми именно заказчик работ по определению кадастровой стоимости утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которым судом дана неверная оценка.
В соответствии с пунктами 2.5, 3.11 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, утверждённого Указом Президента Республики Башкортостан от 12 июля 2007 года N УП-335, к компетенции министерства отнесено совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Башкортостан участие в организации и проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года N 398 "О подпрограмме "Создание системы кадастра недвижимости (2007-2012 годы)" республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости" на 2003-2012 годы" Минземимущество Республики Башкортостан является заказчиком названной подпрограммы, одной из целей которой является проведение кадастровой оценки стоимости объектов недвижимости на 2003-2012 годы. Следовательно, в силу приведённых выше полномочий Минземимущество Республики Башкортостан совместно с Правительством Республики Башкортостан и другими органами исполнительной власти республики вправе было принимать участие в проведении государственной кадастровой оценки земель.
2. Закон не содержит требования о принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки исключительно в виде постановления
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2012 г. N 49-АПГ12-9
Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2007 года N 398 "О подпрограмме "Создание системы кадастра недвижимости (2007-2012 годы)" республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости" на 2003-2012 годы" Минземимущество Республики Башкортостан является заказчиком названной подпрограммы, одной из целей которой является проведение кадастровой оценки стоимости объектов недвижимости на 2003-2012 годы. Следовательно, в силу приведённых выше полномочий Минземимущество Республики Башкортостан совместно с Правительством Республики Башкортостан и другими органами исполнительной власти республики вправе было принимать участие в проведении государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 4 августа 2011 года N 997-р Минземимуществу Республики Башкортостан из бюджета республики на проведение кадастровых работ выделено 10000 тысяч рублей.
Именно это свидетельствует, что Правительством Республики Башкортостан было принято решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости, результаты которого утверждены оспариваемым постановлением Правительства Республики Башкортостан, что полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вывод суда о том, что решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости должно было быть принято Правительством Республики Башкортостан исключительно в виде постановления, не основан на законе.
3. Решение о проведении государственной кадастровой оценки может быть принято в форме государственной программы об имущественно-земельной политике субъекта РФ при соблюдении требований закона к ее содержанию
Решение Московского городского суда от 18 мая 2015 г. N 3-173/15
Постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." (в ред. постановления Правительства Москвы от 24 сентября 2013 года N 640-ПП) определено, что Департамент городского имущества города Москвы является координатором и ответственным исполнителем подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы", одной из целей которой является проведение кадастровой оценки объектов недвижимости на территории города Москвы (Приложение N 1. Таблица N 1. "Паспорт подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы" государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."); установлено, что государственная программа реализуется в период с 2012 по 2016 годы и предусматривает в своей реализации этап 3: 1 января 2014 г. - 31 декабря 2014 г. Согласно пункту 3 Подпрограммы "Инвентаризация территории города Москвы" достижением поставленной цели является "получение полной и достоверной информации о землях и земельных участках, составляющих территорию города Москвы, и расположенных на них объектах капитального строительства и некапитальных объектах при осуществлении мероприятий по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости на территории города Москвы.
Таким образом, суд находит, что решение о проведении кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2014 года, результаты которого утверждены оспариваемым заявителем в части постановлением Правительства Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 года, было принято, оно содержится в постановлении Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг."; этим решением предусмотрены этапы, сроки его реализации, ответственный исполнитель и содержание; его форма соответствует пункту 1 статьи 19 Закона города Москвы N 65 от 20 декабря 2006 года "О Правительстве Москвы"; каких-либо иных специальных требований к решению о проведении государственной кадастровой оценки федеральный законодатель в спорный период времени не предъявлял.
В связи с изложенным суд находит несостоятельными рассуждения представителя заявителя о том, что названная государственная программа не является решением о проведении государственной кадастровой оценки, а представляет собой стратегию планирования имущественно-земельных отношений на определенный период.
Таким образом, утверждение заявителя о необходимости при наличии постановления Правительства Москвы от 20 сентября 2011 года N 430-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012-2016 гг." издания Правительством Москвы отдельного нормативного правового акта о проведении государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01 января 2014 года, суд полагает не основанным на законе.
4. Принятие решения о государственной кадастровой оценке не свидетельствует о завершенности такой оценки в силу прямого указания закона
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2013 г. N 67-АПГ13-3
Доводы заявителя, фактически сводящиеся к тому, что сведения о кадастровой стоимости, утверждённые постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населённых пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области", должны быть использованы для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с момента принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, несостоятельны.
Согласно статьям 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действительно, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершённости государственной кадастровой оценки.
В статье 24.20 этого же Федерального закона федеральным законодателем весьма ясно и определённо указано, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
аналогичные приведенной в приведенном решении положения с 15 сентября 2015 г. предусмотрены частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ
5. Ввиду закрепленной Законом об оценочной деятельности периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2015 г. N 82-АПГ15-21
Довод апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о том, что заявителями пропущен установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение в суд с указанным требованием, является несостоятельным, поскольку ввиду закрепленной Законом об оценочной деятельности периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов. Аналогичная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Решение Московского городского суда от 25 марта 2015 г. N 3-189/15
Учитывая установленную законом периодичность проведения государственной кадастровой оценки, заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, в том случае если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются.
Как уже было указано, оспариваемая заявителем кадастровая стоимость объекта недвижимости в настоящее время пересмотрена применительно к следующим налоговым периодам; а заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано после даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки спорного земельного участка.
В связи с изложенным суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ОАО об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <дата> года в размере N рублей, поскольку на дату обращения Общества в Комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, последняя уже была архивной и не подлежала использованию в целях установленных законодательством (абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
6. Пропуск срока, указанного в части 3 статьи 245 КАС РФ, не является основанием для отказа в принятии заявления, если в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 12 ноября 2015 г. по делу N 3а-207/2015
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Верховный Суд РФ разъяснил, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 05 ноября 2009 года, а с настоящим административным исковым заявлением в суд Центр обратился только 07 октября 2015 года, то есть за пределами установленного законом пятилетнего срока.
Поскольку статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в вышеуказанной редакции вступила в законную силу 22 июля 2014 года, а КАС РФ - 15 сентября 2015 года, а в ранее действовавшем законодательстве не был установлен срок для обращения в суд по спорам о пересмотре кадастровой стоимости, то суд признаёт причину пропуска данного срока уважительной, а сам срок - подлежащим восстановлению.
Апелляционное определение Московского городского суда от 09 марта 2016 г. N 33а-8148/16
В частной жалобе административный истец ссылается на пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28, в соответствии с которым пропуск предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Указанные доводы частной жалобы основаны на ошибочном толковании положений части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и данных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, поскольку право на обращение в суд в течение данного срока и по его истечении предусмотрено, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении государственной кадастровой оценки.
В данном же случае на момент обращений Компании в комиссию и в суд по вопросу оспаривания кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости были внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости и при этом оспаривание кадастровой стоимости не порождает для заявителя юридических последствий, так как в соответствии с частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, могли бы быть применены только с 1 января 2015 года (календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), тогда как на этот период утверждена новая кадастровая оценка земельного участка, подлежащая применению.
7. По делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами выступают прежде всего исполнительные органы государственной власти субъектов РФ либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 46-АПГ15-9
Суд не учел, что отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка относятся к сфере публичных правоотношений, и дела по заявлениям об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений в соответствии с главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Наряду с этим суд, исходя из обстоятельств дела, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, выступающие в качестве получателей налоговых доходов и арендных платежей, а также органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
В силу статей 24.12, 24.14, 24.17 Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами выступают прежде всего исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 82-АПГ15-24
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, исходя из положений статей 24.12 и 24.17 Закона об оценочной деятельности, статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, правомерно рассмотрел дело по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительство как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N ВАС-1451/13
Прекращая производство по апелляционной жалобе администрации Тамбовской области, суд апелляционной инстанции исходил из того, что обжалуемым решением права и интересы заявителя не затронуты и, соответственно жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта.
Отменяя определение суда апелляционной инстанции и направляя дело в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения по существу апелляционной жалобы, Федеральный арбитражный суд Центрального округа, руководствуясь пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пришел к выводу, что администрация, являясь высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Тамбовской области, а следовательно, при рассмотрении исков, направленных на изменение установленной кадастровой стоимости земель в Тамбовской области, затрагиваются права и обязанности указанного лица.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 26 мая 2015 г. по делу N 3-53/2015
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Из положений статей 24.12, 24.14, 24.17 Закона об оценочной деятельности следует, что по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами выступают прежде всего исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
8. По делам об оспаривании результатов кадастровой деятельности в качестве заинтересованных лиц могут быть привлечены государственные органы, наделённые полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 г. N 35-АПГ15-19
В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности [статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности] по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделённые полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту.
Решение Пензенского областного суда от 23 июля 2015 г. по делу N 3-9/2015
Учитывая, что сторонами отношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка, которая является предметом оспаривания, стали Правительство Пензенской области - как исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки и утвердивший результаты государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости; Департамент государственного имущества Пензенской области (ранее Министерство госимущества Пензенской области) как заказчик работ по государственной кадастровой оценке земельных участков; Управление Росреестра по Пензенской области как орган, осуществляющий организационные мероприятия по государственной кадастровой оценки земель и по исполнению решения суда о результатах определения кадастровой стоимости; филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области, определивший в рассматриваемом деле кадастровую оценку части земельных участков, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела суд привлек указанных лиц к участию в деле, исходя из их заинтересованности в его исходе.
9. Поскольку в законе не содержится указаний на придание статье 24.12 Закона об оценочной деятельности обратной силы, регулируемые ею отношения по периодичности проведения государственной кадастровой оценки применяются к порядку проведения государственной кадастровой оценки, проводимой после 22 июля 2014 г.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2015 г. N 5-АПГ15-115
С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" внесены изменения в Закон об оценочной деятельности. В частности, федеральный законодатель ограничил частоту проведения государственной кадастровой оценки, определив ее проведение в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет (часть первая статьи 24.12 закона об оценочной деятельности).
Данная норма введена в действие с 22 июля 2014 года. При этом закон N 225-ФЗ не содержит указаний на придание закону обратной силы.
Ни в Законе об оценочной деятельности, ни в Законе N 225-ФЗ не содержится указаний на придание статье 24.12 Закона об оценочной деятельности обратной силы, поэтому, регулируемые ею отношения по периодичности проведения государственной кадастровой оценки применяются к порядку проведения государственной кадастровой оценки, проводимой после 22 июля 2014 года.
Поскольку государственная кадастровая оценка представляет собой совокупность действий, включающих в себя отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки, а в данном случае государственный контракт заключен до вступления в силу положений статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности, Правительство Москвы, принимая постановление N 688-ПП, не допустило нарушений названной нормы Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" использованы авторские материалы, предоставленные И. Мазуриной и М. Михайлевской.