Энциклопедия судебной практики
Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
(Ст. 24.13 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")
1. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня
Необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
2. Закон не содержит запрета на включение в Перечень сведений об объектах, сведения о которых носят временный характер
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-42
Судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что включение в Перечень сведений об образуемых земельных участках, носящих временный характер, противоречит пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 24.13 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, предусмотрено, что при определении кадастровой стоимости объектами оценки являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки.
Из анализа указанных норм [части 3 статьи 1, пункта 1 части 3 статьи 17, пункту 9 статьи 4, пункту 1 статьи 25 Закона о государственном кадастре недвижимости] следует, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, запрета на проведение государственной кадастровой оценки в отношении объектов, сведения о которых носят временный характер, действующее в указанной сфере законодательство не содержит.
3. Отсутствие зарегистрированных прав на земельные участки не является препятствием в их учёте для целей публично-правовых отношений по проведению государственной кадастровой оценки
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-39
Судебная коллегия полагает, что довод апелляционной жалобы о том, что образованные земельные участки до момента государственной регистрации прав на них не существовали как объекты недвижимости, не являлись самостоятельным объектом гражданских прав и поэтому не подлежали государственной кадастровой оценке, основан на неправильном толковании норм материального права.
Спорные образованные земельные участки являются объектом недвижимости и отсутствие зарегистрированных прав на земельные участки не является препятствием в их учёте для целей публично-правовых отношений по проведению государственной кадастровой оценки.
4. Законом не предусмотрена возможность изменения сведений, содержащихся в Перечне, заказчиком работ по государственной кадастровой оценке
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г. N 4-АПГ15-41
Судебная коллегия отмечает, что формирование Перечня является прерогативой уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Законодательством об оценочной деятельности не предусмотрена возможность изменения сведений, содержащихся в Перечне, заказчиком работ по государственной кадастровой оценке - в данном случае Министерством экологии и природопользования Московской области.
5. Проверка достоверности сведений, представленных для кадастровой оценки, не включается в совокупность действий, проводимых при государственной кадастровой оценке
Решение Свердловского областного суда от 7 ноября 2014 г. N 3-97/2014
Как следует из представленных материалов и пояснений сторон, при определении кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка он был отнесен к 7-й группе видов разрешенного использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения", поскольку согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости, на момент проведения работ по кадастровой оценке земельного участка, участок имел следующий вид разрешенного использования - земли общественно-деловой застройки (для общественно-деловых целей).
Однако, поскольку работы по кадастровой оценке, согласно статье 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, проводятся на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, то исходя из вышеуказанных сведений о земельном участке, содержавшихся в государственном кадастре недвижимости, арендуемый заявителем земельный участок не мог быть отнесен к какой-либо иной группе видов разрешенного использования. Оснований для отнесения его к 9-й группе видов разрешенного использования не имелось.
При этом следует отметить, что проверка достоверности сведений, представленных для кадастровой оценки, не включается в совокупность действий, проводимых при государственной кадастровой оценке. Поэтому ни исполнитель работ, ни заказчик работ не вправе были проверять представленные им для кадастровой оценки сведения об арендуемом заявителем земельном участке, а должны были руководствоваться только этими сведениями, что и было ими сделано.
6. Государственная кадастровая оценка не осуществляется в отношении частей земельных участков
Решение Калининградского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу N 3а-83/2015
Перечисленными нормативными актами [ст. 24.13 Федерального закона N 135-Ф3 от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, пунктов 2.2.4 "Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов", утверждённых Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007 г.] не предусмотрена возможность запроса наличия на земельных участках зон в границах красных линий, не отраженных в государственном кадастре недвижимости.
Из кадастрового дела земельного участка свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок видно, что никакие обременения земельного участка в государственном кадастре недвижимости не указаны. Сведения о наличии ограничений использования земельного участка красными линиями охранной зоны дороги в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. При таких обстоятельствах сведения, на которые ссылается ФИО, не могли быть использованы при массовой государственной кадастровой оценке земельного участка.
Доводы ФИО о том, что кадастровая стоимость должна быть определена в отношении части земельного участка, свободного от красных линий, не основаны на законе. В силу перечисленных выше нормативных актов государственная кадастровая оценка осуществляется в отношении земельных участков как объектов недвижимого имущества, а не их частей.
7. Перечень земельных участков, подлежащих государственной оценке, формируется исходя из вида разрешенного использования земельных участков, в силу чего некорректное название акта об утверждении результатов кадастровой оценки о принадлежности оцениваемых земельных участков к определенному виду объединений не свидетельствует о его незаконности
Решение Московского областного суда от 5 июня 2014 г. по делу N 3-62/2014
Заявители полагали, что Распоряжение N 564-РМ ["Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области"] в оспариваемой части принято с нарушением требований приказа Росземкадастра от 26 августа 2002 года N П/307 "Об утверждении методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", поскольку спорные земельные участки не относятся к землям садоводческих, огороднических или дачных объединений, а принадлежат отдельным землепользователям - физическим лицам, поэтому применение к ним данного приказа, по мнению заявителей, недопустимо.
Как усматривается из представленных суду материалов, в том числе свидетельств о праве собственности, принадлежащие заявителям земельные участки имеют вид разрешенного использования - "для дачного строительства" в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В представленном суду техническом задании к государственному контракту на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель от <дата> содержание работ определено исходя из вида разрешенного использования земельных участков: для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части установления кадастровой стоимости принадлежащих заявителям земельных участков.
Решение Московского областного суда от 15 апреля 2014 г. по делу N 3-59/2014
[Заявитель указывает, что] принадлежащий ему земельный участок неправомерно был включен в перечень земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, поскольку ООО к подобным объединениям не относится.
В силу положений п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 и п. 18 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по их целевому назначению и виду функционального использования (виду разрешенного использования).
Как следует из материалов дела, Министерство экологии и природопользования Московской области в своем запросе от 10 января 2013 года просило филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области сформировать перечень земельных участков, подлежащих государственной оценке, исходя именно из вида разрешенного использования, а не из принадлежности участка к какому-либо объединению. Именно таким образом (исходя из вида разрешенного использования земельного участка) данный перечень и был сформирован филиалом ФГБУ "ФКП Росреестр" по Московской области, что подтверждается соответствующей выпиской. В техническом задании к государственному контракту на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель от 18 августа 2013 года содержание работ также определено исходя из вида разрешенного использования земельных участков (п. 2.1).
Как пояснила в судебном заседании представитель Министерства экологии и природопользования, название оспариваемого Распоряжения от 26 ноября 2013 года N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области" является несколько некорректным, однако это не влияет на содержание данного нормативного акта - акта, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земель, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) и расположенных вне границ населенных пунктов независимо от их принадлежности к какому-либо объединению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" использованы авторские материалы, предоставленные И. Мазуриной и М. Михайлевской.