Энциклопедия судебной практики
Утверждение результатов определения кадастровой стоимости
(Ст. 24.17 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации")
1. Дата утверждения кадастровой стоимости не является датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 марта 2016 г. N 18-КГ16-1
Согласно статье 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Из положений Закона об оценочной деятельности следует, что дата утверждения кадастровой стоимости не является датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Так, датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтённого объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлёкшем изменение кадастровой стоимости.
2. Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования
Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-п.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 83-АПГ15-2
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, пришел к обоснованному выводу, что пункт 4 оспариваемого нормативного правового акта [Постановления Администрации Брянской области от 30 ноября 2012 г. N 1112 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов"] противоречит положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающим порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, и правомерно отклонил довод заявителя о том, что Постановление N 1112-п является актом земельного законодательства и вступает в силу с указанной в нем даты, исходя из следующего.
По смыслу указанных положений [статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации], правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства.
Следовательно, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых Налоговым кодексом Российской Федерации к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Постановление N 646, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, официально опубликовано 31 декабря 2014 г., т.е. за один день до начала очередного налогового периода по земельному налогу за 2015 год.
Вместе с тем пунктом 3 Постановления N 646 предусмотрено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г., при этом правовая сфера применения оспариваемого нормативного правового акта в указанном пункте не конкретизирована.
Поскольку налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ), то, как правильно указал суд первой инстанции, результаты кадастровой оценки, утвержденные постановлением N 646, в силу положений статьи 5 НК РФ не могут применяться для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2015 год.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 83-АПГ15-2
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Постановление N 1112-п, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, официально опубликовано 10 января 2013 г., т.е. после начала налогового периода по земельному налогу за 2013 год.
Вместе с тем оспариваемым пунктом 4 Постановления N 1112-п предусмотрено, что оно вступает в силу с 1 января 2013 г., т.е. до момента его официального опубликования.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что результаты кадастровой оценки, содержащиеся в оспариваемом пункте нормативного правового акта, не могут применяться для целей определения налоговой базы по земельному налогу за 2013 год в отношении земельных участков, расположенных на территории области.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что пункт 4 Постановления N 1112-п в той мере, в какой он применяется для целей налогообложения земельным налогом за 2013 год, противоречит правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом установленных обстоятельств и указанных выше нормативных положений суды правомерно указали, что приказ Министерства имущественных отношений Омской области N 50-п от 20.11.2014 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" вступил в силу 10.01.2015, в связи с чем у налогоплательщика отсутствовали основания для применения его при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам за 2014 год.
Приказ Министерства имущественных отношений Омской области N 50-п от 20.11.2014 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" не содержит указание на то, что он распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, в том числе на отношения, связанные с исчислением земельного налога за 2014 год (пункт 4 статьи 5 НК РФ).
Утверждение указанным приказом результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2014 не свидетельствует о том, что установленная приказом кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения с 01.01.2014 (статьи 24.15, 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статья 5 НК РФ).
3. Для целей правового регулирования, не связанных с налогообложением, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости вступают в силу по общим правилам
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N 83-АПГ15-2
Для целей правового регулирования, не связанных с налогообложением, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости вступают в силу по общим правилам.
Размер арендной платы по заключенным сторонами договорам рассчитывался исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов. В связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка арендодатель правомерно при расчете арендной платы применил новую кадастровую стоимость с момента вступления в силу нормативного акта об утверждении новой кадастровой стоимости земельных участков, который определяется датой опубликования этого нормативного акта.
Конечным этапом кадастровой оценки земельного участка является внесение сведений о его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Новая кадастровая стоимость земельного участка, являющегося предметом спорного договора аренды, утвержденная Приказом от 27.12.2012 N 206, может быть применена для целей определения размера арендной платы не с момента вступления в силу приказа, утвердившего показатели кадастровой стоимости земельных участков, а с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, выводы судов о возникновении у Общества обязанности по уплате арендной платы в ином размере до внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости являются неправомерными.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 марта 2012 г. N 15117/11
Пунктом 3.7 договора аренды определено, что сумма арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменений, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, области и муниципального района. Уведомление о перерасчете арендной платы вместе с расчетом направляется арендатору, является обязательным для него и составляет неотъемлемую часть данного договора. Арендатор также может быть уведомлен через средства массовой информации. Изменение арендной платы вступает в силу с момента принятия органами местного самоуправления соответствующего нормативного акта. Согласно пункту 3.8 упомянутого договора арендатор перечисляет арендную плату поквартально до десятого числа месяца, следующего за оплачиваемым кварталом.
Стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Следовательно, постановление N 270-П [утвердившим результаты государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007] могло применяться для установления размера арендных платежей только после вступления его в силу.
Суды применили новый расчет арендной платы ранее даты вступления в силу соответствующего нормативного акта и приложения к нему: с начала года, в котором произошло указанное изменение, придав этому акту обратную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. Закон об оценочной деятельности. Кадастровая оценка" использованы авторские материалы, предоставленные И. Мазуриной и М. Михайлевской.