Энциклопедия судебной практики. Купля-продажа. Порядок заключения государственного или муниципального контракта (Ст. 528 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Купля-продажа. Порядок заключения государственного или муниципального контракта
(Ст. 528 ГК)


1. Закон субъекта РФ не вправе регулировать порядок заключения контракта для региональных нужд


Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2003 г. N 67-Г03-17

С учетом того органы государственной власти субъекта РФ неполномочны принимать акты, содержащие нормы гражданского права, регулирующие гражданские отношения, Закон области не может содержать нормы, поручающие администрации области определение в соответствующих Положениях порядка проведения торгов (конкурсов), а также порядка заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для региональных нужд, т.к. данные вопросы относятся к сфере гражданского законодательства и урегулированы ст. ст. 448, 528 ГК РФ.


2. Закон допускает возможность заключения госконтракта по результатам участия в электронном аукционе за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 528 ГК РФ


Решение Ульяновского областного суда от 13 октября 2016 г. по делу N 7-460/2016

В соответствии с пунктом 4 статьи 528 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

При этом исходя из правовой позиции, неоднократно выраженной Верховным Судом Российской Федерации и содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О, в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы.

Вступившим в силу 01.01.2014 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регламентирован порядок заключения государственных и муниципальных контрактов по результатам участия в электронном аукционе.

Таким образом, порядок заключения государственных и муниципальных контрактов по результатам участия в электронном аукционе предусмотрен специальной нормой в законе, принятом позднее пункта 4 статьи 528 ГК РФ. Данный вывод согласуется и с положениями, содержащимися в п.1 ст. 527 ГК РФ.

Из взаимосвязанных положений статей 68-70 Закона о контрактной системе, регламентирующих действия участников аукциона, включая направление участником размещения заказа протокола разногласий, следует, что закон допускает превышение двадцатидневного срока заключения контракта по результатам аукциона.


3. Обмен документами между заказчиком и поставщиком не свидетельствует о том, что был заключен государственный или муниципальный контракт


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 марта 2012 г. N ВАС-3130/12

Отказывая в удовлетворении иска [о взыскании задолженности за оказанные услуги], суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие подписанного между сторонами контракта в виде отдельного документа (а не обмена документами) государственный контракт не является заключенным.


Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 июля 2016 г. N Ф08-4410/16 по делу N А15-1445/2015

Удовлетворяя исковые требования [об обязании заключить муниципальный контракт], суды не учли, что в отсутствие подписанного сторонами контракта в виде отдельного документа (а не обмена документами) государственный контракт не является заключенным.


4. Суд не вправе понудить лицо заключить государственный или муниципальный контракт, если этому лицу был направлен проект государственного контракта с протоколом разногласий


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 октября 2011 г. N ВАС-13326/11

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьей 443, пунктом 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, посчитав, что, направив ответчику государственный контракт с протоколом разногласий, то есть на иных условиях, чем предусмотрено аукционной документацией, истец уклонился от заключения государственного контракта в установленный срок, в связи с чем у ответчика отсутствуют перед истцом обязательства по заключению государственного контракта.


5. По смыслу ст. 528 ГК РФ протокол разногласий может касаться только тех положений контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 марта 2011 г. N ВАС-2138/11

Исходя из положений статей 527, 528, 765 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 43, 47 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" протокол разногласий может касаться положений контракта, которые не являются необходимыми условиями извещения о проведении запроса котировок, в то время как у общества имелись разногласия по необходимым условиям.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на август 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.