Энциклопедия судебной практики
Особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства
(Ст. 26.1 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")
1. Субъект малого предпринимательства не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, т. к. в отношении него действует запрет на проведение плановых проверок до конца 2018 г.
Решение Приморского краевого суда от 01 февраля 2017 г. по делу N 21-87/2017
Прекращая производство по делу, судья районного суда, ссылаясь на часть 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и статью 4 Закона N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" пришел к обоснованному выводу о том, что ООО не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как на момент проверки Общество являлось субъектом малого предпринимательства, в отношении которого имеется установленный законом запрет на проведение плановых проверок. С такими выводами судьи следует согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Закона N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ООО является субъектом малого предпринимательства, так как средняя численность работников за предшествующий календарный год составила один человек. Указанное свидетельствует, что ООО соответствует критериям, установленным как для субъектов малого предпринимательства, так и для микропредприятия.
При этом часть 1 статьи 26.1 Закона N 294-ФЗ указывает, что если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
2. Плановая проверка, проведенная в отношении субъекта малого предпринимательства, может быть признана законной, если указанное лицо не обратилось с заявлением об исключении из ежегодного плана проверок
Решение Московского областного суда от 15 декабря 2016 г. по делу N 21-2562/2016
Если иное не установлено частью 2 настоящей статьи [ст. 26.1 Федерального Закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"], с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
ООО по утверждению его законного представителя не подпадает под указанный перечень исключений. Документов, опровергающих данное утверждение, в деле не имеется, в связи с чем суд второй инстанции оценивает его как достоверный. Между тем, ссылаясь на положения данного закона, законный представитель ООО не принял во внимание положения ч. 3 ст. 26.1 вышеприведенного закона, в соответствии с которыми, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений настоящей статьи.
При этом материалы дела не содержат сведений о том, что в установленном законом порядке, указанном выше, Общество обращалось за разрешением вопроса об исключении его из ежегодного плана проведения проверок, результаты проверки им никоим образом не оспаривались. При изложенных обстоятельствах у суда второй инстанции нет оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что результаты проверки являются допустимыми доказательствами и могут быть положены в основу принятого по делу постановления.
3. Отсутствие в законе прямого указания на руководителя юрлица как на субъекта, в отношении которого может проводиться проверка, не исключает возможность проверки в порядке ч. 2 ст. 26.1 Закона о защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении контроля
Решение Ивановского областного суда от 02 июня 2016 г. по делу N 21-121/2016
[Федеральный] Закон N 294-ФЗ [от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"] регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (статья 1 закона).
При этом из положений ст. 2 данного закона следует, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, отсутствие в ст. 26.1 закона прямого указания на руководителя юридического лица как на субъекта, в отношении которого может проводиться проверка, не исключает возможность проведения проверки в отношении юридического лица в порядке ч. 2 данной статьи в случае привлечения ранее к административной ответственности его руководителя, в том числе за грубое нарушение трудового законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на июнь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, государственным советником юстиции РФ 3 класса Д. И. Тисленко, М. Михайлевской, М.Р. Азымовой.