Привлечение к административной ответственности за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Приложение к Энциклопедии судебной практики
1. Дача поручения руководителю финансового управления об исполнении обязательства по уплате бюджетного кредита не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер по исполнению этого обязательства
Постановление Саратовского областного суда от 29 августа 2017 г. по делу N 4А-581/2017
Между минфином области и администрацией муниципального района заключен договор о предоставлении бюджету муниципального района из областного бюджета бюджетного кредита. Договором установлен срок возврата кредита 07 апреля 2016 г. в соответствии с графиком возврата бюджетом муниципального района бюджетного кредита, предоставляемого из областного бюджета, а также процентов за пользование бюджетным кредитом согласно приложению к договору. Возврат бюджетного кредита произведен заемщиком 20 апреля 2016 г., в связи с чем минфином области бюджету муниципального района начислены пени.
Доводы жалобы о том, что глава района осуществляет только функции по организации исполнения местного бюджета, тогда как возврат кредита - это процедура, относящаяся к исполнению местного бюджета, которое осуществляет финансовое управление администрации в силу своей компетенции, не свидетельствуют об отсутствии в действиях главы района состава вменяемого административного правонарушения.
Как следует из положений Устава муниципального района, администрация муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган, осуществляет полномочия по формированию и исполнению бюджета района. При этом глава района не только организует исполнение местного бюджета, но и распоряжается средствами местного бюджета в соответствии с БК РФ, федеральными законами, законами области, местным бюджетом, а также несет ответственность за исполнение местного бюджета в соответствии с условиями контракта.
Ссылка в жалобе на то, что заявителем были осуществлены, возложенные на него полномочия по организации исполнения местного бюджета, поскольку 04 апреля 2016 года им было дано поручение начальнику финансового управления о распределении бюджета района, в том числе и по обязательствам об уплате бюджетного кредита и процентов по договору, не свидетельствует о принятии главой района всех зависящих от него мер для соблюдения требований бюджетного законодательства.
Обратите внимание, что в данных обстоятельствах неисполнение обязательства по уплате бюджетного кредита, повлекшее начисление пени, кроме того, является основанием для привлечения допустившего нарушение лица к ответственности по ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ (смотрите постановление Саратовского областного суда от 29 августа 2017 г. N 4А-597/2017).
2. Нарушение графика возврата бюджетного кредита не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ, а также, в случае привлечения к ответственности на данном основании, переквалифицировано на ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ
Решение Забайкальского краевого суда от 3 июля 2017 г. N 21-214/2017
График возврата кредитов не соблюдается, по состоянию на [...] задолженность по бюджетным кредитам составляет [...] рублей. Данные обстоятельства были установлены должностными лицами Минфина края в результате осуществления контроля за расходованием средств краевого бюджета. По итогам проверки был составлен протокол об административном правонарушении и действия [Главы администрации] были квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу [Главы администрации] на указанное постановление судья районного суда переквалифицировала действия [Главы администрации] с ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ на ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, придя к выводу, что заемщиком нарушены условия предоставления бюджетного кредита в части несвоевременного возврата кредита.
Не оспаривая выводы судьи в части совершения лицом объективной стороны правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, считаю, что судья районного суда не могла переквалифицировать действия [Главы администрации] на указанную статью по следующим основаниям.
Абзац 2 п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. N 5 (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2013 г. N 40) определяет, что переквалификация правонарушения возможна, если наказание, предусмотренное санкцией другой статьи, не ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Часть 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении должностного лица в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет, в свою очередь, протокол об административном правонарушении составлен по ч. 1 ст. 15.15 КоАП РФ, которая не предусматривает данный вид наказания. Таким образом, квалификация действий [Главы администрации] по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ ухудшает его положение.
Оснований для квалификации действий [Главы администрации] по ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ - возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата, не имеется, так как возврат кредита произведен не был.
При таком положении дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Смотрите также решение Улетовского районного суда (Забайкальский край) от 5 мая 2017 г. N 12-16/2017, где, кроме того, отмечается, что в случае нарушения графика возврата бюджетного кредита недостаточное бюджетное финансирование не может быть признано обстоятельством, освобождающим от административной ответственности.
3. Возврат бюджетного кредита с нарушением срока не признается малозначительным правонарушением
Решение ВС Республики Ингушетия N 7-64/2016 от 12 октября 2016 г.
В соответствии с Соглашением Минфину Республики предстояло возвратить бюджетный кредит не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В результате плановой проверки в Минфине Республики, проведенной прокуратурой республики о соблюдении бюджетного законодательства при формировании и обслуживании государственного долга субъекта РФ и установленных бюджетным законодательством ограничений, было установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 93.2 БК РФ и условий Соглашения бюджетный кредит возвращен в федеральный бюджет лишь ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Указом Главы Республики министром финансов являлся ФИО. Пунктом 4.1 главы 4 Положения "О министерстве финансов Республики Ингушетия", предусмотрено, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минфин Республики задач и функций.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу о совершении ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ. Судьей районного суда была дана объективная оценка об отсутствии малозначительности в рассматриваемом административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" и главы 15 "Административные правонарушения в области финансов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на октябрь 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.