Привлечение к административной ответственности за нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Приложение к Энциклопедии судебной практики
1. Должностное лицо, допустившее нарушение установленных сроков перечисления субсидий, не подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.15.11 КоАП РФ в случае, когда получателями субсидий не соблюдены сроки представления соглашений об их перечислении
Решение Пермского краевого суда от 06 апреля 2016 г. N 21-352/2016
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.11 КоАП РФ, в отношении заместителя Министра строительства и ЖКХ края явились факты несвоевременной подачи указанным должностным лицом бюджетных заявок на перечисление авансов субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и оставшейся части указанных субсидий в местные бюджеты муниципальных образований.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение Порядка [перечисления субсидий бюджетам муниципальных образований края] (в редакции от 04.07.2014) Министерство строительства и ЖКХ направило в муниципальные образования письмо от 24.03.2015 с приложением проекта соглашения и требований представить подписанное соглашение к 26.03.2015 года. Посредством интегрированной системы электронного документооборота указанное письмо поступило 24 марта 2015 года - в администрацию Ск. сельского поселения, Чус. городского поселения, Д. городского поселения, г. ..., 25 марта 2015 года - в администрацию Ч. городского поселения, 27 марта 2015 года - в администрацию Сев. сельского поселения. В установленный письмом Министерства строительства и ЖКХ срок Соглашения главами указанных муниципальных образований подписаны не были. Соглашения фактически подписаны по Сев. сельскому поселению - 20.04.2015, по Ч. городскому поселению - 20.04.2015, Ск. сельскому поселению - 24.04.2015, Чус. городскому поселению - 24.04.2015, Д. городскому поселению - 29.04.2015 ... Бюджетные заявки на перечисление авансов субсидий подписаны заместителем Министра строительства и ЖКХ в бюджеты муниципальных образований 23.04.2015, 30.04.2015, 30.04.2015, 30.04.2015, 12.05.2015, 11.06.2015. В связи с чем Министерство финансов края перечислило денежные средства в бюджеты указанных муниципальных образований в срок, превышающий 30 дней, со дня поступления денежных средств в бюджет края [установленный Порядком перечисления субсидий бюджетам муниципальных образований края].
В действиях [заместителя Министра] отсутствует состав административного правонарушения, поскольку отсутствует вина в нарушении установленного Порядком 30-дневного срока перечисления субсидии. Учитывая даты подписания Соглашений по указанным муниципальным образованиям и дату поступления в бюджет края аванса субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, у заместителя Министра отсутствовала возможность направить бюджетные заявки на перечисление авансов субсидий в бюджеты данных муниципальных образований в течение 30 дней с даты поступления аванса в бюджет края.
2. При рассмотрении дела о привлечении к ответственности по ст. 15.15.11 КоАП РФ в связи с несоблюдением должностным лицом установленных сроков перечисления субсидии учитывается, относятся ли мероприятия, на реализацию которых она выделяется, к сфере ответственности данного должностного лица
Решение Пермского краевого суда от 06 апреля 2016 г. N 21-352/2016
У [заместителя Министра] не имелось оснований для подписания бюджетной заявки на перечисление денежных средств, поступивших в бюджет края, в том числе 10 августа 2015 года, муниципальному образованию ... до принятия Фондом содействия реформированию ЖКХ решения об одобрении реестра муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений в МКД, на строительство МКД либо выкуп жилых помещений у собственников, поскольку такое условие предусмотрено п. 4.2.2. (в редакции от 23.06.2015) Порядка, который является действующим правовым актом. Реестр муниципальных контрактов по муниципальному образованию ... направлен в Фонд содействия реформированию ЖКХ 25 августа 2015 года.
В действиях [заместителя Министра] отсутствует состав административного правонарушения, поскольку отсутствует вина в нарушении установленного Порядком 30-дневного срока перечисления субсидии. У заместителя Министра отсутствовала возможность направить бюджетные заявки на перечисление авансов субсидий в бюджеты муниципальных образований в течение 30 дней с даты поступления аванса в бюджет края. Из анализа должностного регламента заместителя Министра, начальника бюджетного управления Министерства строительства и ЖКХ края, Положения об отделе бюджетного планирования и финансов данного Министерства, должностного регламента начальника отдела реализации программ по ликвидации аварийного жилищного фонда управления жилищной политики Министерства строительства и ЖКХ края, Положения о Министерстве строительства и ЖКХ края, утверждённого постановлением Правительства края от 18.02.2014, следует, что в обязанности заместителя министра, начальника бюджетного управления Министерства строительства и ЖКХ края не входит реализация региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории края.
3. Отсутствие вредных последствий несвоевременного доведения лимитов бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств не свидетельствует о малозначительности правонарушения, совершенного по ст. 15.15.11 КоАП РФ
Постановление Московского городского суда от 09 февраля 2017 г. N 4а-6796/16
В нарушение п. 4 и п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" по состоянию на 01.02.2015 ФАС России не было доведено до получателей бюджетных средств [11,8%] лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на 2015 год [согласно отчету о состоянии лицевого счета ГРБС].
Распределение и доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств входит в перечень функций Контрольно-финансового управления ФАС России. Должностным лицом, ответственным за своевременное распределение и доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств, является начальник, осуществляющий руководство деятельностью возглавляемого им Управления и несущий персональную ответственность за организацию этой деятельности и ее результаты, в т.ч. в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ. Нарушение сроков доведения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг на 2015 год является основанием для привлечения его к административной ответственности по ст. 15.15.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя со ссылкой на положения п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу прямого указания в п. 5 постановления, положения п. 4 указанного постановления не распространяются на лимиты бюджетных обязательств, связанных с финансовым обеспечением непредвиденных расходов федерального бюджета в объеме не более 10 процентов общего объема лимитов бюджетных обязательств, указанных в п. 4 Постановления. Доказательств того, что нарушение ФАС России сроков доведения лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств связано именно с финансовым обеспечением непредвиденных расходов федерального бюджета, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Довод жалобы о малозначительности правонарушения признан несостоятельным. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.11 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии, выразившемся в несвоевременном доведении бюджетных ассигнований и (или) лимитов. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.11 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении должностного лица, ответственного за своевременное распределение и доведение лимитов бюджетных обязательств до подведомственных получателей бюджетных средств, к исполнению своих обязанностей. Исходя из обстоятельств настоящего дела, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В блоке "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения положений главы 12 "Административные правонарушения в области дорожного движения" и главы 15 "Административные правонарушения в области финансов" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке блока "Энциклопедия судебной практики. КоАП РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук А.В. Кузьминой, В.С. Монько, Ю. Раченковой и М. Михайлевской.