Энциклопедия судебной практики
Планы-графики
(Ст. 21 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")
1. Ответственность за размещение закупочной документации, содержащей информацию, не соответствующую плану-графику, несет уполномоченный орган, разместивший данную документацию в силу возложенных на него полномочий, а не заказчик
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.03.2007 N 55 "Вопросы Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд" утверждены "Положение об Управлении Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд" (далее - Положение) и "Порядок взаимодействия Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия - Алания" (далее - Порядок взаимодействия). Согласно пункту 1.1 Положения управление является уполномоченным органом исполнительной власти РСО-Алания наделенным полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Республики Северная Осетия - Алания. Пунктом 1.3 Положения установлено, что управление обладает исключительными полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Республики Северная Осетия - Алания следующими способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурса, аукцион и т. д. В силу подпунктов 4 - 5 пункта 3 Положения управление в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами в установленном порядке разрабатывает документацию для проведения аукциона, размещает информацию о закупках на официальном сайте. Согласно пункту 2.3 Порядка взаимодействия заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены, соответствие электронных копий документов оригиналам, заключение контрактов в установленные сроки, осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций. При этом в силу пункта 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и завершаются заключением контракта.
В силу части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Как следует из части 11 статьи 21 Закона о контрактной системе, заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о том, что, именно управление обязано разработать документацию об аукционе, разместить ее на официальном сайте, и соответственно, нести за нее ответственность, в то время как такой ответственности за заказчиком Порядок взаимодействия не устанавливает. В рассматриваемом случае нарушения части 2 статьи 31, части 1 статьи 64 и пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе и Приложения N 1 к Постановлению N 99 касаются установления требований к участникам закупки; в силу пункта 2.3 Порядка взаимодействия ответственность за указанные нарушения должен нести именно заявитель.
Опровергая доводы Министерства о том, что Министерство как уполномоченный орган не несет ответственность за информацию в плане-графике и проекте контракта, поскольку названные документы разрабатываются и утверждаются заказчиком; у уполномоченного органа отсутствует обязанность (полномочия) по проверке планов-графиков, проекта контракта и другой информации, включенной в заявку заказчиком при размещении закупки, суды верно указали следующее.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 N 579 "Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия" утверждён Порядок взаимодействия Министерства с Центром закупок, заказчиками (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.6 Порядка Министерство осуществляет следующие действия: на основании заявок, утверждённых Центром закупок, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация); осуществляет иные полномочия.
С учётом изложенного, суды пришли к правильным выводам о том, что Министерство как уполномоченный орган, в том числе, размещает аукционную документацию, а, следовательно, обязано соблюдать требования части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе о запрете размещения извещения, документации об аукционе, если они содержат информацию, не соответствующую планам-графикам.
Поскольку Министерство допустило размещение аукционной документации, не соответствующей плану-графику, пункты 3 оспариваемых решений антимонопольного органа являются законными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ с 1 января 2022 г. изложен в новой редакции (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ). Материалы Энциклопедии судебной практики, входящие в состав блока "Закон о контрактной системе" по состоянию на 1 января 2022 г., приводятся в редакции, основанной на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, действовавших до 31 декабря 2021 г. включительно, и применимы к спорам, возникшим до указанной даты (31.12.2021). Материалы, основанные на положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2022 г., будут публиковаться по мере формирования соответствующей судебной практики.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на декабрь 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Закон о контрактной системе в сфере закупок" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук, доцентом Д. Лоренцем, Мазуриной И., Михайлевской М., Раченковой Ю., Шумилиным П., Серковым А., Штукатуровой Т.