Займы сотрудникам АУ
Пытаясь удержать ценных сотрудников, работодатели включают в состав социального пакета займы и ссуды, рассчитанные на длительный период и тем самым препятствующие увольнению персонала. Увеличивается ли при этом мотивация сотрудников, повышается ли их лояльность? Оправданы ли займы работникам с точки зрения финансовых интересов самого автономного учреждения? Выдавать займы сотрудникам из собственных средств АУ или передоверить кредитование коммерческому банку? Как операции по предоставлению займов отразятся на загрузке бухгалтерии АУ и каким образом повлияют на налоги?
Ситуация глазами сотрудника
Рассмотрим, как работает программа повышения лояльности персонала посредством его кредитования. Не имея возможности значительно повысить зарплату, работодатель предлагает сотруднику долгосрочный заем, например, на покупку жилья. При этом доходы специалиста не увеличиваются, но возникают дополнительные расходы на погашение ссуды и процентов. Какова картина после получения сотрудником займа? Жилищная проблема решена. Специалист связан долгосрочными финансовыми обязательствами с работодателем, практически исключающими его увольнение. Если сотрудник все-таки надумает уходить, ему придется изыскивать средства на погашение работодателю займа.
Привносит ли такая ситуация стимулирующую составляющую в трудовой процесс? Добросовестный человек никуда не уйдет, пока не расплатится с долгом, и будет выполнять свою работу. Поэтому, если надо однозначно оценить, повышают ли кредиты лояльность, ответ будет утвердительным: да, повышают. Кроме того, человек чувствует себя связанным моральным долгом и после погашения кредита, поскольку руководитель организации в свое время оказал ему большую услугу.
Что же касается эффективности труда, она нередко падает, поскольку почти весь заработок уходит на оплату долга и процентов. Происходит привыкание к новому жилью, а вот текущие радости жизни человек себе уже не может позволить. Таким образом, мотивация к труду в долгосрочной перспективе снижается.
Если говорить о мелких кредитах (на приобретение потребительских товаров, лечение, образование), они упрощают жизнь сотрудникам (нет надобности искать деньги на стороне) и обычно воспринимаются позитивно. Но надолго людей этим инструментом не удержишь, поскольку срок кредита не превышает один-два года.
Ситуация глазами руководителя
Но имеет ли автономное учреждение возможность кредитовать своих сотрудников? Большинство АУ лишь осваивают коммерческую сферу деятельности и сами остро нуждаются в средствах для развития. Насколько разумно в данной ситуации "омертвить" столь важные денежные ресурсы, выдавая займы работникам? При условии, что на одной чаше весов находится процветание АУ, а на другой - интересы сотрудников, перевешивает, по мнению автора, первая чаша. Если же речь идет о краткосрочных займах, выдача которых не идет вразрез с целями учреждения, такие займы вполне можно включить в состав социального пакета. Но при этом руководителю АУ следует учитывать, что рано или поздно краткосрочные займы (если ими будут пользоваться многие) стабилизируются в виде совокупного постоянного долга, изымающего деньги из оборота АУ аналогично долгосрочному заимствованию. Однако все эти доводы теряют силу, если возникает острая необходимость удержать ценного работника - особенно в условиях, когда другие работодатели охотно кредитуют персонал.
И все-таки в рядах работодателей нет согласия в отношении кредитования персонала. Не будем судить однозначно, кто прав в своих убеждениях: руководитель, который считает, что кредит сотруднику служит стимулом для более эффективной работы и способствует сохранению костяка трудового коллектива, или тот, кто полагает, что заем не мотивирует кадровый состав, а, напротив, может вызвать разочарование и привести к моральным потерям, чреватым падением производительности труда. Мы осветили обе стороны медали, а выбор - это уже прерогатива руководителя АУ.
Какую категорию сотрудников кредитовать?
Будем считать, что принципиальное решение дать "зеленый свет" займам принято. Какие же обстоятельства рекомендуется учитывать при кредитовании сотрудников? Перечислим следующие факторы, влияющие на возможность получения займа:
- цель займа;
- нуждаемость в заемных средствах;
- занимаемая должность;
- уровень зарплаты;
- стаж работы;
- трудовая активность;
- заслуги перед автономным учреждением;
- перспективность сотрудника.
На вопрос, выяснять ли и прописывать ли в договоре цель займа, нет однозначного ответа. Однако, по мнению автора, так поступать следует, поскольку это устраняет возможные сомнения сторон и служит основанием для погашения займа в установленный срок. Кроме того, иногда человек обращается за кредитом, а на самом деле нуждается в материальной помощи. Нужно также убедиться, не будут ли направлены деньги в какую-то сомнительную сделку по типу финансовой пирамиды.
Разработка локальных актов по кредитованию сотрудников АУ
Наиболее верный шаг - утверждение локального акта учреждения, где будут отражены основные условия предоставления займа. Нет смысла выдавать займы кулуарно, поскольку информация все равно просочится и вскоре к кабинету руководителя выстроится очередь из не менее нуждающихся работников.
В локальном акте о порядке выдачи займов сотрудникам АУ могут быть установлены:
1) требования к заемщику;
2) основные условия выдачи займов;
3) документы, которые обязан представить сотрудник, претендующий на получение займа (заявление, справка о доходах других членов семьи, поручительство членов семьи);
4) меры к заемщику в случае нецелевого использования средств (например, досрочное погашение, увеличение процентной ставки);
5) порядок погашения займа при добровольном увольнении сотрудника и в случае увольнения за нарушения трудовой дисциплины;
6) перечень должностных лиц и структурных подразделений, на которые возлагается контроль за полным и своевременным погашением займов;
7) приложения к локальному акту (образец заявления, образец договора займа).
Что лучше: выдать заем самостоятельно или поручить кредитование банку?
Автор убежден, что в большинстве случаев выдачу кредитов лучше предоставить банкам. Если сотрудники будут кредитоваться в банках при содействии АУ как работодателя, это принесет совокупные выгоды всем сторонам. Можно выделить разные формы сотрудничества:
1) автономное учреждение является клиентом банка по обслуживанию расчетного счета АУ и по зарплатному проекту. В этом случае банк, безусловно, предоставит льготные условия, но они, скорее всего, не будут отличаться от публично заявленных. Многие банки кредитуют сотрудников клиентов даже без какого-либо содействия со стороны самого работодателя;
2) АУ является клиентом банка лишь по зарплатному проекту. Условия такие же, как при первом варианте, или чуть хуже;
3) АУ выступает поручителем по кредитам своих сотрудников. Можно претендовать на более низкие процентные ставки и упрощенный порядок предоставления кредитов. При данной схеме вопросы кредитования автономное учреждение разделяет с банком кредитный риск по долгам своих сотрудников;
4) АУ размещает на депозите собственные средства для кредитования сотрудников. В этом случае банк получит свою маржу (около 3-5%) за обслуживание кредитов и принятие на себя рисков непогашения. Это самый дорогой (с точки зрения финансовых затрат АУ) вариант, поскольку отвлекает деньги из оборота.
Для сотрудников АУ сама процедура получения кредита в банке-партнере упрощена и по краткосрочным кредитам обычно исчерпывается представлением паспорта и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН). Дополнительным условием может являться наличие трудового стажа (например, не менее шести месяцев) у работодателя - партнера программы.
К автономному учреждению как поручителю-работодателю предъявляются требования о наличии в банке расчетного счета не менее шести месяцев, движении средств по расчетному счету, устойчивом финансовом положении. Заключение договора поручительства обычно сопровождается подписанием соглашения о безакцептном списании средств с расчетного счета АУ при просрочке по уплате процентов и основного долга со стороны сотрудников.
Информация, открыто размещаемая коммерческими банками на своих сайтах, позволяет предварительно оценить, на какие льготы можно рассчитывать сотрудникам работодателей. Порой предлагаемые ставки весьма привлекательны. Например, по ипотечным кредитам снижение может составить с 12 до 7%, по потребительским кредитам - с 14 до 10%. Подобного рода существенное понижение возможно лишь при наличии определенных обязательств со стороны работодателя. Однако иногда за льготную процентную ставку приходится доплачивать комиссионными платежами: по страхованию жизни заемщика, его трудоспособности, от потери места работы, прекращения трудовой деятельности или риска невозврата.
Условия кредитования могут содержать обязанность заемщика уплатить единовременную и (или) периодические комиссии (например, за открытие и ведение счета, снятие наличных). При этом банки обязаны до заключения кредитного договора довести до заемщика - физического лица полную стоимость кредита*(1).
Самостоятельно рассчитать эффективную процентную ставку непросто, без средств автоматизации здесь не обойтись*(2). Сложность заключается в пересчете разовых платежей в периодические. Кроме того, некоторые платежи (например, комиссия за получение (погашение) кредита наличными деньгами) не включаются в полную стоимость кредита. В результате у одного заемщика, имеющего возможность использовать кредит в безналичном порядке, не будет расходов на получение наличности. А у другого заемщика, которому требуются именно наличные, возникнут дополнительные траты на обналичивание. Заемщику, не являющемуся специалистом в банковской сфере, сложно установить, насколько (в процентах годовых) это увеличит полную стоимость кредита. Поэтому одним из справедливых доводов сотрудников при выборе в качестве кредитора своего работодателя (а не банка) является то, что работодатель никакими комиссиями сотрудников не облагает, а вот с банками приходится быть начеку.
Особенности выдачи займов за счет собственных средств АУ
Гражданское законодательство не устанавливает каких-либо запретов или ограничений в отношении займов сотрудникам. Однако это не означает, что юридическая и бухгалтерская службы не ощутят дополнительной нагрузки при оформлении документации. Вести учет по займам, проверять наличие материальной выгоды, следить за своевременным погашением займа, проводить мероприятия по взысканию просроченных долгов - все это требует определенных трудовых затрат, но в итоге позволяет избежать нареканий со стороны контролирующих органов.
В договоре займа с сотрудником кроме традиционных положений (сумма, срок, ставка по займу, очередность погашения) указываются уместные в этом случае право заемщика на досрочное погашение и его обязанность при увольнении и (или) нарушении трудового законодательства досрочно погасить заем.
Какие особенности следует учесть руководителю АУ при заключении договоров займа? В отличие от кредитного договора (правом его заключения наделены исключительно банки) подписанный работодателем и работником договор считается заключенным только с момента передачи денег (п. 1 ст. 807 ГК РФ). То есть договор займа является реальным договором, подписание которого не обязывает заимодавца к безусловной выдаче денег.
Формально договор займа может не содержать условие о размере процентной ставки, а также заем может быть предоставлен без процентов. Если ставка не указана, денежные средства считаются выданными по ставке ЦБ РФ (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
В договоре целесообразно прописать очередность погашения, соответствующую норме, установленной ст. 319 ГК РФ: прежде всего погашаются издержки АУ по взысканию долга (в случае их наличия), затем - проценты, а в оставшейся части - основная сумма долга. Хотя эта же статья позволяет установить договором и иную очередность (сначала основной долг, а потом проценты), что выгодно заемщику, поскольку удешевляет пользование займом.
Рекомендуем указать целевое назначение займа и обязанность заемщика подтвердить целевое использование займа предоставлением работодателю копий документов, а также обязанность погасить заем по первому требованию работодателя в случае нецелевого использования.
Поскольку в рамках трудового законодательства работодатель не может взыскивать из заработка сотрудника долги в счет погашения займа (ст. 137 ТК РФ), перед его выдачей следует заручиться письменным заявлением сотрудника на удержание из заработка платежей по договору займа. В случае самостоятельного волеизъявления вступает в силу ст. 209 ГК РФ, которая предоставляет собственнику право по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия.
Возмещение за сотрудников процентов по кредиту банку
Достаточно интересным представляется такой вид партнерства, когда АУ-работодатель способствует получению сотрудником кредита в банке и при этом производит доплату сотруднику в сумме уплачиваемых им процентов по кредиту. До тех пор, пока человек работает в АУ, ему не приходится за свой счет вносить проценты по кредиту, а при увольнении он лишается этого блага.
Данная схема особо выгодна в отношении кредитов на строительство или покупку жилья. Дело в том, что Налоговый кодекс поощряет подобную меру стимулирования персонала путем предоставления симметричных льгот:
расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения уменьшают налогооблагаемую прибыль организации в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ);
суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение указанных затрат, не подлежат обложению обязательными страховыми взносами (п. 13 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение указанных затрат и включаемые в состав расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, не подлежат обложению НДФЛ (п. 40 ст. 217 НК РФ).
Такая совокупность льгот означает, что с налоговой точки зрения это самый выгодный способ поощрения труда сотрудников, не вызывающий никаких налоговых последствий*(3). Можно даже утверждать, что льгота уникальна. Остается только оформить все документы в соответствии с гражданским и налоговым законодательством, чтобы ничто не препятствовало возможности ее использовать.
Что именно подразумевается под строительством (приобретением) жилья в целях получения налоговых льгот, наиболее четко прописано в пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. Несмотря на то, что указанная статья касается имущественных вычетов физических лиц, она опосредованно влияет и на все вышеперечисленные нормы.
Налоговая составляющая в кредитных отношениях и ее влияние на плату за пользование заемными средствами
Налоговым законодательством установлена специфическая норма по налогообложению дохода, возникающего при кредитовании. Чтобы разобраться в современной конструкции налогообложения кредитных операций, заглянем в предысторию вопроса. С начала развития рыночных отношений в нашей стране коммерческие банки практиковали вместо выплаты зарплаты кредитно-депозитные схемы. Например, сотрудник банка получал кредит по ставке 5% годовых и зачислял эти деньги на депозит под 70% годовых. Разница в процентах и составляла его доход, минуя начисления в социальные взносы и НДФЛ. Для пресечения незаконной налоговой оптимизации законодатель прописал в Налоговом кодексе такое понятие, как материальная выгода в виде экономии на процентах, что сделало вышеописанную схему невыгодной.
Время шло, развивались финансовые институты, и эта норма стала тормозить нормальные отношения. Чтобы не мешать росту финансового сектора, но и не допускать возврата к прошлому, законодатель решил не убирать налоговые заграждения, а предоставить специальные льготы в тех случаях, когда, по его мнению, оправданы низкие проценты или их полное отсутствие. Это касается, во-первых, кредитов на покупку (строительство) жилья, во-вторых, краткосрочного кредитования по банковским пластиковым картам (п. 1 ст. 212 НК РФ). Поэтому даже в тех случаях, когда надо, что называется, "перехватить", сотрудникам лучше кредитоваться в банках, поскольку последние в отличие от работодателя имеют право предоставить "налоговые каникулы" заемщику.
Итак, налоговое законодательство рассматривает низкопроцентные кредиты и займы как дающие материальную выгоду физическому лицу. Ориентиром выступает ставка ЦБ РФ, составляющая в настоящее время 8,25% годовых*(4). Кредиты и займы, полученные физическим лицом по ставке ниже 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, влекут возникновение материальной выгоды (п. 2 ст. 212 НК РФ). Причем согласно п. 2 ст. 224 НК РФ сумма экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств облагается повышенной ставкой НДФЛ в размере 35% (против общей ставки 13%).
Пример
Автономное учреждение выдало сотруднику беспроцентный заем сроком на шесть месяцев в размере 100 тыс. руб. Заем был погашен единовременно в установленный срок. Рассчитаем материальную выгоду и НДФЛ.
Минимальный размер процентной ставки по займу, не влекущий налоговых последствий, составляет 5,5% (2/3 х 8,25%).
Налоговая выгода от пользования займом по ставке ниже, чем 2/3 ставки ЦБ РФ: 100 000 руб. х 5,5% х 6 мес. / 12 мес. = 2 750 руб.
НДФЛ с этой суммы составляет 962,5 руб. (2 750 руб. х 35%).
Заключение
На момент подготовки настоящей статьи Госдума приняла во втором чтении законопроект N 136312-5 "О потребительском кредитовании", целью которого является регулирование кредитных отношений и недопущение обмана потребителей разного рода ростовщическими конторами. Предполагается, что документ, касающийся полной стоимости потребительских кредитов и займов, вступит в силу 1 июля 2014 года. При этом он не будет распространяться на отношения, возникающие из:
1) договоров по предоставлению работодателем займов и кредитов своим работникам;
2) договоров потребительского кредита, сумма предоставляемых денежных средств по которым не превышает 1 тыс. руб.
Следовательно, непосредственного влияния на взаимоотношения между АУ и работающими в нем сотрудниками данный закон не окажет.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала
"Руководитель автономного учреждения"
"Руководитель автономного учреждения", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 7 Указания Банка России от 13.05.2008 N 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита".
*(2) Более подробно об этом см. статью О.Е. Орловой "Полная стоимость кредита", N 5, 2012.
*(3) Как рассчитывается налоговое бремя по выплатам в пользу сотрудников - см. статью О.Е. Орловой "Налоговая нагрузка на социальный пакет: инструкция по применению", N 7, 2013.
*(4) Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"