Когда нужна справка об отсутствии судимости
О так называемой "справке об отсутствии судимости" ходит немало толков среди кадровиков и других специалистов, оформляющих на работу новых сотрудников. Возникает много вопросов, от ответов на которые зависит правильность оформления трудовых отношений. В статье мы разберемся, кто должен представлять справку при поступлении на работу, в каких случаях, а также поговорим о последствиях отсутствия справки.
Когда нужна справка
Трудовое законодательство (ст. 65 ТК РФ) обязывает работника при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - справка).
Порядок выдачи такой справки предусмотрен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утвержденным приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее - Административный регламент).
Иными словами, работодатель запрашивает у работника справку при приеме на работу, к выполнению которой по закону не допускаются судимые лица или лица, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование, в частности:
- лица, осуществляющие педагогическую деятельность (ч. 2 ст. 331 ТК РФ);
- лица, осуществляющие деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних (ст. 351.1 ТК РФ);
- специалисты авиационного персонала (п. 3 ст. 52 Воздушного кодекса РФ);
- сотрудники органов Федеральной службы безопасности (п. "в" ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности");
- судебные приставы (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах");
- сотрудники таможенных органов (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации");
- работники клиринговых организаций (п. 3 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности");
- прокуроры (абз. 5 п. 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации");
- лица, обеспечивающие безопасность объектов топливно-энергетического комплекса (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса");
- лица, обеспечивающие транспортную безопасность (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"). По общему правилу для получения справки работнику нужно подать соответствующее заявление (приложение N 2 к Административному регламенту). В Москве - в Федеральное казенное учреждение "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" по адресу: г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 67 (п. 5 Административного регламента); в других субъектах - в информационные центры территориальных органов МВД России (п. 15 Административного регламента), контактная информация о которых приведена в приложении N 1 к Административному регламенту. Образец заполнения заявления см. в Примере 1. К заявлению нужно приложить копии следующих документов:
1) всех заполненных страниц документа, удостоверяющего личность (паспорта гражданина РФ; паспорта либо иного документа иностранного гражданина; документа, удостоверяющего личность лица без гражданства либо разрешения на временное проживание, вида на жительство и др.);
2) доверенности на право получения справки, выданной в порядке, предусмотренном ст. 185 ГК РФ, - при подаче заявления доверенным лицом;
3) документа, подтверждающего родство или факт усыновления (удочерения), - при подаче законным представителем (родителем, усыновителем) заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении несовершеннолетнего лица, достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
4) документа, подтверждающего факт установления опеки, - при подаче опекуном заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его опекой;
5) документа, подтверждающего факт установления попечительства, - при подаче попечителем заявления о выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости в отношении лица, находящегося под его попечительством.
Пример 1
В ИЦ ГУ МВД России по Московской области
-----------------------------------------------------------
(ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ территориального органа
МВД России на региональном уровне)
От Маркова Александра Викторовича
----------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество)
_____________________________________________________________
(лично, по доверенности, либо иной документ, подтверждающий
_____________________________________________________________
родство или факт усыновления (удочерения), установления опеки
_____________________________________________________________
или попечительства)
_____________________________________________________________
Адрес места жительства: Московская область
-------------------------------------
г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6
-------------------------------------------------------------
Заявление
Прошу выдать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта
уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на
гражданина (гражданку)
Маркова Александра Викторовича
-------------------------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество, в том числе ранее имевшиеся)
-------------------------------------------------------------------------
15.06.1980 г.р. г. Москва
-------------------------------------------------------------------------
(число, месяц, год и место рождения)
45 00 N 123456, выдан ОВД "Коньково" 07.09.2000
-------------------------------------------------------------------------
(серия, N паспорта, когда и кем выдан)
Московская область, г. Видное, ул. Орлова, д. 4, кв. 6
-------------------------------------------------------------------------
(место жительства или пребывания)
-------------------------------------------------------------------------
г. Москва
-------------------------------------------------------------------------
(указать регионы Российской Федерации, в которых проживал(а) ранее)
Приложение: копии стр. 2, 3, 5 паспорта гражданина РФ
-------------------------------------------------------------
_________________________________________________________________________
"23" декабря 2013 г. Марков
-- ------- -- -----------------
(подпись)
Работнику придется взять подлинники перечисленных документов с собой, поскольку уполномоченный сотрудник госоргана, принимающий документы, может потребовать их предъявить.
Срок получения справки не должен превышать 30 дней с даты регистрации заявления в соответствующем госоргане. Данный срок может быть продлен при необходимости получения дополнительной информации в иных организациях, но не более чем на 30 дней. Справка выдается в количестве не более двух подлинных экземпляров, а копия справки подшивается в дело. Образец справки см. в Примере 2.
Пример 2
УГЛОВОЙ ШТАМП N 0001234
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ /--- ---\
МИНИСТЕРСТВА | С.П. Рукавишев, Россия |
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ |г. Москва, ул. Строителей, |
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | д. 1, кв. 4 |
ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
(ГУ МВД РОССИИ по г. Москве)
ул. Петровка, 38, Москва, 127994
Тел. (495) 694-97-23, факс (495) 698-64-14
09/12/2013 N 13/5-И12-345
-- -- ---- ----------------
Справка
В ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России",
ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской области__________
_________________________________________________________________________
(ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне)
в отношении Рукавишева Сергея Петровича
-------------------------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество (при наличии), в том числе
имевшиеся ранее,
01.09.1978 г.р., ур. г. Москвы
-------------------------------------------------------------------------
дата и место рождения)
имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе погашенной и
снятой) на территории Российской Федерации:
не имеются
-------------------------------------------------------------------------
(дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, номер пункта,
_________________________________________________________________________
части, статьи УК, срок и вид наказания, дата освобождения,
_________________________________________________________________________
основания погашения или снятия судимости)
Имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о
прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации:
не имеется
-------------------------------------------------------------------------
(дата возбуждения уголовного дела, наименование органа, принявшего
_________________________________________________________________________
решение, номер пункта, части статьи УК РФ, дата и основание
_________________________________________________________________________
прекращения уголовного дела)
Дополнительная информация: не имеется.
----------------------------------------------
(место гербовой печати)
Начальник _____________ __________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
Кстати, за получение справки работник ничего платить не должен, поскольку государственная услуга по выдаче справок предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы (п. 28 Административного регламента).
В результате работник получит либо справку о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (п. 17.1 Административного регламента), либо письмо об отказе в ее выдаче (п. 17.2 Административного регламента).
Кто несет ответственность
На практике нередко возникают вопросы, самостоятельно ли работник должен представить справку или работодатель должен ее затребовать у кандидата и, соответственно, кто несет ответственность за ее отсутствие?
По закону за отсутствие справок работодатель может быть привлечен к административной ответственное по ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере до 50 000 рублей либо приостановление деятельности организации на срок до 90 суток. Кроме того, при повторном нарушении руководитель юридического лица может быть подвергнут дисквалификации на срок от года до трех лет. Однако случаи привлечения к ответственности в подобных ситуациях, скорее, редкость.
Вопрос. Нужно ли работникам, заключившим трудовой договор ранее вступления в силу изменений в ст. 65 ТК РФ, представлять работодателю справку?
Думается, с учетом того, что в ст. 65 ТК РФ обязанность представлять справку связана с заключением трудового договора, требовать ее с лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, работодатель не правомочен. Хотя среди специалистов высказывалась и противоположная точка зрения.
Работа в сфере образования
Тем не менее даже получение работодателем от работника справки не всегда может уберечь работодателя от последствий действительного наличия судимости у работника. Подобная ситуация складывается в отношении сотрудников, работающих в сфере образования*(1).
К сведению. Часть 2 ст. 331 ТК РФ была изменена 07.01.2011. В частности, запрет на занятие педагогической деятельностью был установлен для лиц, имеющих или имевших судимости, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против:
- жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления);
- половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- семьи и несовершеннолетних;
- здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства;
- общественной безопасности.
Возникает вопрос, нужно ли в случае "выявления наличия судимости", например, у работника, трудящегося в сфере образования, расторгать с ним трудовой договор? В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 г., утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, указано, что трудовые отношения, возникшие до 7 января 2011 г. с работником, осуществляющим педагогическую деятельность и имевшим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию за преступления, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ, после вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ подлежат прекращению на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ. Таким образом, на основании п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, т.е. при возникновении установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности: в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Между тем в отношении педагогов работодателями учитывается неснятая (непогашенная) судимость и за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Хотя Конституционный Суд РФ на этот счет имеет свою точку зрения.
Судебная практика. В постановлении от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы" КС РФ отметил, что:
1) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения означают, что к занятию профессиональной деятельностью в сфере образования не допускаются (а работающие на момент вступления в силу соответствующих поправок в закон подлежат увольнению):
- лица, имеющие судимость за преступления, указанные в абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ;
- лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких из числа указанных преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- лица, имевшие судимость за совершение иных указанных в данных законоположениях преступлений, а также лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям;
однако:
2) взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 ст. 331 и ст. 351.1 ТК РФ:
- не соответствуют ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (включая лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по не реабилитирующим основаниям) за совершение иных среди указанных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимости учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей;
- не соответствуют ст. 37 (ч. 1), 49 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую или иную профессиональную деятельность в сфере образования, если это лицо подвергается уголовному преследованию за указанные преступления, - до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу;
- не соответствуют ст. 37 (ч. 1), 54 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ в той мере, в какой данные законоположения допускают наступление предусмотренных ими неблагоприятных последствий в связи с совершением лицом деяния, которое на момент решения вопроса о приеме на работу или об увольнении не признается преступлением.
Конституционный Суд РФ обязал законодателя внести соответствующие изменения в ТК РФ с учетом данного постановления. До внесения изменений лица, имеющие судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений из числа указанных в ТК РФ, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не могут допускаться к работе в сфере образования. Что касается лиц, совершивших иные из указанных выше преступления, притом, что их судимость снята или погашена, либо лиц, в отношении которых уголовное преследование по данным преступлениям прекращено по не реабилитирующим основаниям, необходимо учитывать факторы, позволяющие оценить возможность осуществления этими лицами деятельности, связанной с регулярными и непосредственными контактами с несовершеннолетними, без риска подвергнуть опасности их жизнь, здоровье и нравственность.
Как видите, ранее для работодателя представляла интерес только неснятая или непогашенная судимость. В настоящее же время пристальное внимание уделяется "имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию".
Следует отметить, что на основании ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Кроме того, по существу ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Тем не менее, принимая во внимание требования ТК РФ, работодатели должны учитывать для работников образовательной сферы факт наличия судимости в прошлом даже в случае ее погашения или снятия, тогда как никаких правовых последствий погашенная или снятая судимость не имеет.
К сведению. При поступлении на работу по совместительству в организации соответствующих сфер деятельности может потребоваться несколько экземпляров справки.
Справки нет: вина работника или работодателя?
Возможна ситуация, когда работник представляет работодателю справку, содержащую недостоверную информацию. К примеру, в справке может быть указано, что данное лицо не было судимо, а впоследствии, при проведении проверки, выявляется обратное. Тем не менее трудовой договор с лицом уже заключен.
На этот счет в п. 51 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" отмечается, что в силу п. 11 ч. 1 ст. 77 и ст. 84 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, и сотрудник не может быть переведен с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом необходимо учитывать, что если правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с ним расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а не по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Аналогичная ситуация может возникнуть и в случаях, если:
- работодатель по невнимательности не запросил справку у работника, в отношении которого впоследствии была выявлена судимость;
- работник по требованию работодателя не представил справку, и впоследствии выяснилось, что он имеет судимость.
Однако, несмотря на то что в обоих перечисленных случаях трудовой договор прекращается по одному основанию - п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, последствия все же различны. В соответствии со ст. 84 ТК РФ, если нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора допущено не по вине работника, то работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.
В заключение отметим, что работодателю следует более внимательно относиться к проверке документов, предъявляемых при заключении трудовых договоров с работниками, в частности, справки об отсутствии судимости, поскольку последствия безответственного отношения к приему персонала на работу могут быть негативными не только для работодателя, но и для лиц, имеющих дело с недобросовестными работниками.
И. Куролес,
юрист,
эксперт журнала "Кадровая служба и
управление персоналом предприятия"
"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее имеются в виду сфера образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, сфера детско-юношеского спорта, культуры и искусства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровая служба и управление персоналом предприятия"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37544 от 17.09.2009.