Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2011 г. N 130)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП бакалавриата по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Освоение ООП бакалавриата по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды по заочной форме обучения не предусматривается.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает:
исследование и проектирование (создание, преобразование, сохранение, адаптацию, использование) многообразных предметно-пространственных средовых ситуаций и включенных в них объектов, контроль реализации проектов;
выполнение коммуникативных, посреднических функций в отношениях между заказчиком, строительным подрядчиком, местным сообществом и другими заинтересованными сторонами по формулированию, разъяснению и продвижению проектных решений;
участие в процессе исследования, проектирования и организации деятельности проектной фирмы;
теоретическое осмысление предпосылок, методов, результатов и последствий формирования архитектурной среды как отрасли деятельности, экспертизу проектных решений;
архитектурно-дизайнерскую педагогику, реализующую подготовку и обучение профессионалов по проектированию объектов и систем предметно-пространственной среды, включая ее оборудование.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров является предметно-пространственная среда обитания человека с ее компонентами (пространства городов и поселений с включенными в них архитектурными и дизайнерскими объектами и инженерными сооружениями, ландшафтно-рекреационных комплексов с их оборудованием и природным наполнением, интерьеры зданий и сооружений с их оборудованием), оснащенная в соответствии с функционально-техническими и эстетическими требованиями необходимыми дизайнерскими средствами и системами (акустика, колористика, освещение, температурно-влажностный режим, информация, объекты дизайна); специализированные функционально-художественные комплексы оснащения природной, городской и интерьерной среды (информационные, коммуникационные, бытового комфорта), экспозиционные объекты различной значимости и типа, а также цифровые, вербальные, графические, объемные и другие модели этих объектов, необходимые для поиска методик и средств устойчивого развития среды.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
проектной;
научно-исследовательской;
художественно-эстетической;
коммуникативной;
организационно-управленческой;
критической и экспертной;
педагогической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр дизайна архитектурной среды, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области проектной деятельности:
разработка проектов по созданию, преобразованию, сохранению и перспективному развитию предметно-пространственной среды и её компонентов, в том числе, инновационного (концептуального), междисциплинарного и специализированного характера;
выявление социально-значимых средовых проблем, разработка проектных концепций и проектов, проектной документации, авторский контроль за её внедрением;
в области научно-исследовательской деятельности:
прикладные исследования в области средового дизайна, средового проектирования, архитектурно-дизайнерского образования (моделирование фрагментов среды, свето-цветовой дизайн, графический дизайн);
руководство разработкой заданий на проектирование, в том числе, инновационного (концептуального), междисциплинарного и специализированного характера; проведение предпроектных, проектных и постпроектных исследований;
в области художественно-эстетической деятельности:
освоение достижений мировой культуры в области пластических искусств: графика, живопись, скульптура, фотография, кино и их внедрение в проектную и педагогическую практику;
в области коммуникативной деятельности:
визуализация и презентация проектных решений, защита проектных материалов перед академическим и профессиональным сообществом, заказчиком и общественностью;
в области организационно-управленческой деятельности:
владение современными методами менеджмента и маркетинга, обеспечение необходимой конкурентной способности результатов педагогической и проектной деятельности; правовое обеспечение средового проектирования и реализации проектных разработок;
планирование и участие в работе творческих коллективов, принятие консолидированных решений в условиях плюрализма;
в области критической и экспертной деятельности:
обобщение и анализ опыта разработки и реализации архитектурно-градостроительных решений, контроль проектной документации;
в области педагогической деятельности:
участие в разработке и реализация программ архитектурно-дизайнерского образования, разработка инновационных методик и средств профессионального обучения.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами, знанием основ взаимодействия со специалистами смежных областей (ОК-3);
умением использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-4);
стремлением к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, умением ориентироваться в быстроменяющихся условиях (ОК-5);
восприятием картины мира как взаимодействие функционально-процессуальной деятельности человека и предметно-пространственных условий ее осуществления (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК-7);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимать роль творческой личности в развитии среды обитания и культуры общества, использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8),
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-9);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией, умением работать с традиционными и графическими носителями информации, способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11);
владением одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации (ОК-12);
владением основными методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);
осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, другим людям и к самому себе; готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявлением уважения к людям, терпимости к другим культурам и точкам зрения, уважительным и бережным отношением к архитектурному и историческому наследию, культурным традициям (ОК-14);
владением средствами самостоятельного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью к эмоционально-художественной оценке условий существования человека в среде обитания и стремлением к совершенствованию ее художественных и функциональных характеристик (ПК-1);
способностью формировать среду как синтез предметных (дизайн), пространственных (архитектура), природных (экология) и художественных (визуальная культура) компонентов и обстоятельств жизнедеятельности человека и общества (ПК-2);
способностью создавать архитектурно-дизайнерские проекты согласно функциональным, эстетическим, конструктивно-техническим, экономическим и другим основополагающим требованиям, нормативам и законодательству на всех стадиях: от эскизного проекта - до детальной разработки и оценки завершенного проекта согласно критериям проектной программы (ПК-3);
способностью взаимно согласовывать различные средства и факторы проектирования, интегрировать разнообразные формы знания и навыки при разработке проектных решений, координировать междисциплинарные цели, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе (ПК-4);
способностью демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания; использовать достижения визуальной культуры при разработке проектов (ПК-5);
способностью применять знания смежных и сопутствующих дисциплин при разработке проектов, действовать инновационно и технически грамотно при использовании строительных технологий, материалов, конструкций, систем жизнеобеспечения и информационно-компьютерных средств (ПК-6).
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью собирать информацию, определять проблемы, применять анализ и проводить критическую оценку проделанной работы на всех этапах предпроектного и проектного процессов, и после осуществления проекта в натуре (ПК-7);
способностью осуществлять предпроектный анализ и разрабатывать концепции проектирования путем определения задач и средств проектирования предметно-пространственных комплексов для конкретных заказчиков и пользователей, проводить оценку контекстуальных и функциональных требований к искусственной среде обитания (ПК-8);
способностью проводить всеобъемлющий анализ и оценку среды, здания, комплекса зданий или их фрагментов (ПК-9).
в области коммуникативной деятельности:
способностью грамотно представлять архитектурно-дизайнерский замысел, передавать идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики, количественных оценок (ПК-10);
способностью согласовывать и защищать проекты в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы (ПК-11);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах, организовывать проектный процесс исходя из знания профессионального, делового, финансового и законодательного контекстов, интересов общества, заказчиков и пользователей (ПК-12);
способностью координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе с учетом профессионального разделения труда (ПК-13);
способностью квалифицированно осуществлять авторский надзор за строительством запроектированных объектов (ПК-14);
в области критической и экспертной деятельности:
способностью действовать со знанием исторических и культурных прецедентов в местной и мировой культуре, в смежных сферах пространственных искусств, учитывая одновременно ценность традиционных решений и перспективы социальных и технических инноваций (ПК-15);
способностью обобщать, анализировать и критически оценивать архитектурно-дизайнерские решения отечественной и зарубежной проектно-строительной практики (ПК-16);
в области педагогической деятельности:
способностью транслировать накопленные знания и умения в ООП, проводить занятия по архитектуре и дизайну среды в школах, колледжах, лицеях, а также участвовать в популяризации архитектуры, дизайна и архитектурно-дизайнерского образования в обществе (ПК-17).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебные и производственные практики и (или) научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ОПП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы) * |
Перечень дисциплин для разработки программ (примерных), а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
30-36 |
|
|
Базовая часть |
15-18 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - один из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации; - этапы развития цивилизации, роль России в мировом историческом процессе; - закономерности мышления; - закономерности развития общества, его нормы и ценности; - основы права; - основы философии; - основы экономики; уметь: - вести дискуссию, публично представлять результаты работы; - строить прогностические модели и осуществлять их анализ; - оценивать взаимосвязи политических, социальных и других особенностей различных культур. владеть: - общими представлениями о стилях коммуникации; - одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации; - навыками и культурой системного мышления. |
|
Иностранный язык История Философия Экономика Право |
||
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
Б.2 |
Математический и естественнонаучный цикл |
20-24 |
|
|
Базовая часть |
10-12 |
|
|
|
знать: |
|
Математика и информатика Архитектурная физика (акустика, светотехника, климатология) Теоретическая механика Сопротивление материалов Экология среды Начертательная геометрия |
||
- роль и место компьютерных технологий в профессиональной деятельности архитектора; - принципы сопротивления конструкционных материалов; - основы проектирования несущего остова зданий, принципы статической работы и основы расчета элементов, систем и конструкций зданий и сооружений на основные воздействия и нагрузки; - общие положения естественнонаучной картины мира и перспективные концепции ресурсо- и энергосбережения; - требования, методы исследования и критерии оценки температурно-влажностных, акустических и световых качеств среды; - принципы проектирования средовых качеств, в том числе акустику, освещение и системы управления климатом и энергопотреблением; - принципы, лежащие в основе проектирования систем обеспечения и управления энергией, микроклиматом, световой и звуковой среды; уметь: - применять методы начертательной геометрии в профессиональной деятельности; - оперировать знаниями о природных системах и искусственной среде при принятии проектных архитектурно-дизайнерских решений; - учитывать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности; владеть: - методами начертательной геометрии; - технологиями компьютерного моделирования. | ||||
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл |
178-188 |
|
|
Базовая часть |
89-94 |
|
|
|
Архитектурно-дизайнерское проектирование |
34-47 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - основы теории и методы архитектурно-дизайнерского проектирования; - основы композиции, закономерности визуального восприятия; - социально-культурные, демографические, психологические, функциональные и художественные основы формирования архитектурной среды; - состав и технику разработки заданий на проектирование; - содержание и источники предпроектной информации, методы ее сбора и анализа; - систему проектной и рабочей документации для строительства, её состав, основные требования к ней; - типологию, композиционные особенности и принципы предметного наполнения архитектурной среды; - роль художественных концепций в средовом проектировании; уметь: - собирать и анализировать исходную информацию и разрабатывать задания на проектирование средовых объектов; - генерировать проектную идею и последовательно развивать ее в проектировании; - использовать достижения мировой культуры в проектной практике; - обеспечивать в проекте решение актуальных социально-экологических задач создания естественной, художественно выразительной и комфортной среды; - выполнять проектную документацию на всех стадиях проектирования; - разрабатывать проектные решения во взаимодействии со специалистами-смежниками; - интегрировать в проекте системы конструкций, управления климатом, безопасности жизнедеятельности, инженерные системы; владеть: - методикой архитектурно-дизайнерского проектирования; приемами комплексного формирования объектов и систем предметно-пространственной среды; - приемами создания и продвижения авторского проектно-художественного замысла, стимулирования проектных инноваций; - приемами и средствами композиционного моделирования; - методами и технологиями энерго- и ресурсосберегающего архитектурного проектирования методами и технологиями компьютерного проектирования. |
|
Основы архитектурно-дизайнерского проектирования и композиционного моделирования Теория и методология архитектурно-дизайнерского проектирования Архитектурно-дизайнерское проектирование Предметное наполнение архитектурной среды |
||
Архитектурно-дизайнерское конструирование, материалы и технологии |
12-14 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - современные строительные материалы, конструкции и технологии; - средовые инженерные, конструктивные, экономические и художественные факторы архитектурно-дизайнерского проектирования; - основы технологии возведения зданий и организации строительного производства; - методы экономической оценки и контроля стоимости архитектурных решений и строительства; - принципы свободного применения конструкций, строительных технологий и обслуживающих систем; - роль и возможности конструкций и материалов в решении проектных задач; уметь: - выбирать и использовать конструкции, материалы и строительные технологии; - проводить экономическую оценку и контролировать стоимость проектных решений; владеть: - методами конструирования средовых объектов; - методами технико-экономической оценки проектных решений; - методами оценки и выбора строительных материалов и технологий. |
|
Конструкции в архитектуре и дизайне Инженерно-технологическое обеспечение архитектурно-дизайнерских решений Материалы и композиция в архитектуре и дизайне Экономика и организация архитектурно-дизайнерского проектирования и строительства |
||
Инженерные системы и среда |
3-5 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - требования и критерии оценки экологического качества, комфорта и безопасности искусственной среды; - основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций; - основные системы транспорта, связи, обслуживания и безопасности; - вопросы учета жизненного цикла строительных материалов, экономии энергии, а также проблемы эффективных энергосистем; - принципы разработки энерго- и ресурсо- эффективных, экологически обоснованных, комфортных и безопасных средовых решений; - принципы проектирования систем инженерного обеспечения, в том числе - водопровод, канализацию, вертикальный транспорт, средства связи, а также устройства безопасности и систем пожаротушения; - базовые принципы учета требований безопасности жизнедеятельности при проектировании искусственной среды обитания и ее компонентов; уметь: - выбирать и использовать системы инженерного обеспечения, материалы, конструкции и технологии; - обеспечивать высокие экологические качества, энерго- и ресурсоэффективность архитектурных решений; владеть: - интегрированным подходом к проектированию инженерных систем и учёту средовых факторов. |
|
Инженерные системы и оборудование средовых комплексов |
||
История и теория |
13-16 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - историю пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры; - основы теории формирования среды как сферы профессиональной деятельности и отрасли знаний; - современный опыт и тенденции развития архитектуры и дизайна в контексте мировой культуры; - основы теории средовой композиции; - региональные и национальные архитектурные традиции, их истоки и значение, проблемы сохранения исторического наследия, культурного разнообразия среды; уметь: - анализировать и критически оценивать опыт формирования и развития искусственной среды; - создавать объекты в городском контексте с учетом эволюции представлений о гармоничной среде; - использовать исторические и теоретические знания при разработке средовых решений; владеть: - методами анализа архитектурных форм и пространств; - методами прикладных научных исследований, используемых на пред- проектной, проектной стадиях и после завершения проекта. |
|
История пространственных и пластических искусств (живопись, скульптура, дизайн, сценография, архитектура) Современные пространственные и пластические искусства (живопись, скульптура, дизайн, сценография, архитектура) Основы теории формирования среды |
||
Визуальная культура |
14-17 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - методы наглядного изображения и моделирования трехмерной формы и пространства; - актуальные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео и др.); - традиции и современные стандарты проектной коммуникации; уметь: - выбирать формы и методы изображения и моделирования архитектурной среды; - использовать достижения мировой культуры в области пластических искусств в проектной практике и педагогике; владеть: - разнообразными техническими приемами и средствами современных, профессиональных, межпрофессиональных, публичных коммуникаций; - приемами синтеза художественно-пластических и проектных дисциплин в архитектурно-дизайнерском проектировании. |
|
Основы и язык визуальной культуры (графика, пластика, колористика, моделирование, цифровые средства) Профессиональные средства подачи проекта |
||
Менеджмент, маркетинг, право и этика |
3-5 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - права и ответственность архитектора-дизайнера за формирование естественной, безопасной и конфортной искусственной среды; - основы организации современной строительной отрасли, девелопмента, сферы недвижимости, финансирования и управления инфраструктурой; - законодательный и финансовый контекст, нормы, правила, стандарты, регламентирующие архитектурно-строительную практику, международные стандарты профессионализма в архитектурной практике; - различные формы оказания архитектурно-дизайнерских услуг, формы договоров и другой офисной документации; - порядок рассмотрения и согласования проектно-сметной документации; - требования профессиональной этики, кодекс поведения применительно к архитектурно-дизайнерской практике, права и обязанности участников проектно-строительного процесса, авторские права и методы их защиты; - принципы маркетинга в организации проектной деятельности и основы маркетинговых исследований; - основы организации архитектурно-дизайнерского бюро; - роль технической документации на стадии реализации проекта в процессе планирования и контроля стоимости строительства; уметь: - эффективно взаимодействовать со всеми участниками проектно-строительного процесса; - представлять проекты заказчику, согласующим и утверждающим инстанциям, на процедурах общественных слушаний; - осуществлять авторский надзор за реализацией проекта; владеть: - законодательной и нормативной базой проектно-строительной деятельности; - основами профессиональной этики, менеджмента и маркетинга. |
|
Профессиональная практика (законодательство и нормирование; этика; менеджмент; маркетинг и администрирование) |
||
Безопасность жизнедеятельности |
2 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - базовые принципы учета требований безопасности жизнедеятельности при проектировании искусственной среды обитания и ее компонентов; уметь: - ориентироваться в теории формирования безопасной среды жизнедеятельности, архитектурными, техническими и организационными средствами, в теории прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в правовых и организационных вопросах управления безопасностью жизнедеятельности; владеть: - методами и технологиями защиты искусственной среды обитания в чрезвычайных ситуациях. |
|
Безопасность жизнедеятельности |
||
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики (практические умения и владения определяются ООП вуза) |
45 |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация |
15 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
Курсовые проекты/работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю Профессионального цикла "Архитектурно-дизайнерское проектирование" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.
Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы, рефераты и лабораторные практикумы рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям Профессионального цикла ("Визуальная культура", "Архитектурно-дизайнерское конструирование, материалы и технологии", "Инженерные системы и среда", "История и теория", "Менеджмент, маркетинг, право и этика"), а также по циклу "Учебная и производственная практики", по "Математическому и естественнонаучному циклу" и по "Гуманитарному, социальному и экономическому циклу" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.
При реализации ООП подготовки бакалавров архитектуры соотношение "преподаватель-обучающийся" должно составлять 1:4 в соответствии с отнесением уровней и специальностей направления "Дизайн архитектурной среды" к группе специальностей творческих вузов.
Учебный процесс по модулю Профессионального цикла "Архитектурно-дизайнерское проектирование" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.
Учебный процесс по модулю Профессионального цикла "Визуальная культура" планируется из расчета два преподавателя на академическую группу.
Для ведения практических занятий и выполнения графических работ по курсу "Начертательная геометрия" в "Математическом и естественнонаучном цикле" предусматривается два преподавателя на академическую группу.
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения обучающимися.
Трудоемкость факультативных дисциплин не должна превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна должна включать лабораторные практикумы, практические занятия, курсовые проекты, курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы, рефераты по следующим модулям базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области:
Архитектурно-дизайнерское проектирование;
Архитектурно-дизайнерское конструирование, материалы и технологии;
Инженерные системы и среда;
Визуальная культура;
История и теория;
Менеджмент, маркетинг, право и этика,
а также по модулям вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Курсовые проекты в модуле Профессионального цикла "Архитектурно-дизайнерское проектирование" должны планироваться из расчета не менее трех в семестр в пределах первого курса обучения.
Курсовые проекты в модуле Профессионального цикла "Архитектурно-дизайнерское проектирование" должны планироваться из расчета не менее двух в семестр в пределах второго, третьего, четвертого и пятого курсов.
7.14. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП программы бакалавриата "Учебные и производственные практики" является обязательным и определяет вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
При реализации ООП бакалавра предусматриваются следующие виды практик: производственная и учебная.
Конкретные виды учебных и производственных практик, продолжительность отдельных видов практик и сроки их проведения определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности устанавливаются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится на основании отчета обучающегося о прохождении практики. Форма отчета устанавливается вузом. По результатам практики выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной и производственной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.
В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможности:
изучать специальную литературу, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении прикладных разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступать с докладами на конференциях, различных научных и общественных мероприятиях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее пяти процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, действительные и почетные члены, члены-корреспонденты и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, члены Союза архитекторов России, члены Союза художников России, члены Союза дизайнеров России, авторы научных монографий и крупных реализованных архитектурных проектов.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. При реализации ООП подготовки бакалавра дизайна архитектурной среды соотношение "преподаватель" "обучающийся" должно составлять 1:4, с учетом того, что специальности архитектура и дизайн отнесены к группе творческих специальностей.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более пяти последних лет в профессиональной сфере.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебных должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой;
помещения для самостоятельной работы обучающихся, оснащенные компьютерной техникой с подключением к сети Интернет;
научную библиотеку с читальным залом.
Доступность к сети Интернет в количественном отношении должна равняться одному выходу на десять обучающихся.
Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП бакалавриата должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534)
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2011 г. N 130 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.