Новые правила оказания платных образовательных услуг: что необходимо знать руководителю медицинской организации
В статье рассматриваются вопросы, связанные с вступлением в действие новых Правил оказания платных образовательных услуг. Данными Правилами введены новые понятия - "недостаток платных образовательных услуг" и "существенный недостаток платных образовательных услуг". Соответственно, возникают вопросы: "Что конкретно является недостатком платных образовательных услуг? Какие действия может предпринять руководитель медицинской организации в случае, если он является заказчиком данных услуг, а при их оказании выявлены недостатки?". Статья дает ответы на указанные вопросы.
Последние годы характеризуются стремительным как количественным, так и качественным изменением нормативно-правовой базы здравоохранения. Особенно остро данная ситуация проявила себя в этом году, что сопровождалось выходом значительного количества новых подзаконных актов, существенным образом повлиявших на деятельность медицинских организаций и вызвавших много дискуссий [3, 7, 8, 10]. Не менее значимые события в сфере нормативно-правового регулирования происходят и в образовании. В данной сфере уже сейчас можно встретить публикации, указывающие на появление многочисленных и при этом непростых вопросов для руководителей в связи с недавно принятым законом "Об образовании в Российской Федерации" [9]. Нельзя не отметить и появление еще одного документа, принятого во исполнение указанного закона, действие которого напрямую затрагивает профессиональные интересы значительного числа руководителей медицинских организаций и непосредственно медицинских работников. Речь идет о Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (далее - Правила).
В данной статье мы рассмотрим только один аспект, обозначенный в указанных Правилах, а именно то, что связано с вновь введенными понятиями: "недостаток платных образовательных услуг" и "существенный недостаток платных образовательных услуг". Данные понятия в нормативном документе появились впервые, что четко отражает государственный курс, на более полную регламентацию прав заказчиков платных образовательных услуг и обучающихся, а также на повышение ответственности со стороны тех, кто данные услуги оказывает. Об этом и должны иметь четкое представление руководители медицинских организаций всех организационно-правовых форм, так как именно они чаще всего являются заказчиками платных образовательных услуг для медицинских работников своих организаций. В этой связи и руководители медицинских организаций, и обучающиеся за плату медицинские работники, рассчитывая на качественное обучение, должны знать не только о своих правах, но и представлять возможный алгоритм действий в случае их нарушения.
Следует отметить, что в периодических изданиях сферы образования достаточно много публикаций, посвященных вопросам ценообразования на платные образовательные услуги и организации договорной работы [1, 2, 4, 6, 11]. Выполняются и соответствующие научные исследования [5]. Вместе с тем считаем, что должного внимания требует и рассмотрение проблем, связанных с качеством и возможными недостатками предоставляемых услуг. Тем более, что этой теме значительное место уделено в новых Правилах.
Так что же такое недостаток платных образовательных услуг и существенный недостаток платных образовательных услуг? Правила трактуют это таким образом.
Недостаток платных образовательных услуг - несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы).
Существенный недостаток платных образовательных услуг - неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Важно, что в третьем разделе Правил, который называется "Ответственность исполнителя и заказчика", достаточно подробно прописаны права заказчика в случае выявления недостатка и (или) существенного недостатка платных образовательных услуг.
Конкретно в Правилах сказано следующее:
"17. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
18. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
19. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
20. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг".
Таким образом, каждый медицинский работник, повышающий в системе последипломного образования свою квалификацию или получающий новую специальность на платной основе, имеет широкие права в части получения качественного образовательного продукта и в полном соответствии с договором. Кстати, к содержанию договора на оказание платных образовательных услуг Правила предъявляют также достаточно жесткие требования. Проблема в том, что большинство заказчиков (в основном руководителей медицинских организаций), как и большинство обучающихся на платной основе медицинских работников, далеко не всегда хорошо представляют, что же все-таки конкретно подразумевают под собой приведенные выше определения "недостатка платных образовательных услуг" и "существенного недостатка платных образовательных услуг". Да и в используемых во многих образовательных организациях формах договоров часто об этом ничего не сказано. Постараемся восполнить этот пробел.
Как было отмечено выше, в соответствии с Правилами к недостаткам платных образовательных услуг относится в том числе оказание их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы). Безусловно, этим перечень возможных недостатков не ограничивается. Кроме данного недостатка, необходимо выделять и следующие:
Нарушение сроков оказания платных образовательных услуг (сроков начала и(или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточных сроков оказания платной образовательной услуги) либо, если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок.
Оказание платных образовательных услуг в месте, расположенном по иному адресу, в отличие от того, который указан в договоре на оказание платных услуг.
Несоблюдение исполнителем, то есть образовательной организацией, утвержденного учебного плана, календарного учебного графика и расписания занятий.
По окончании обучения обучающемуся медицинскому работнику выдан документ не той формы, которая оговорена в договоре.
Недостаточное (несвоевременное) обеспечение или необеспечение обучающихся медицинских работников учебной литературой и другими учебными материалами в случае, если указанное обеспечение предусмотрено договором.
Привлечение к оказанию платных образовательных услуг педагогических работников, не указанных в договоре, в случае, если в договоре были указаны конкретные педагогические работники.
Отсутствие у исполнителя, то есть у образовательной организации, необходимого оборудования (как общего, например, мультимедийная система, так и специального, соответствующего направленности обучения) для качественного оказания платных образовательных услуг.
Несоответствие уровня образования и квалификации педагогических работников установленным требованиям или условиям договора.
Конструктивные, производственные или иные недостатки образовательной услуги, вследствие которых причинен или может быть причинен вред жизни, здоровью или имуществу обучающегося медицинского работника.
Несоответствие условий оказания платной образовательной услуги санитарным и иным нормам, правилам, требованиям, установленным для оказания образовательных услуг.
Недостаточное качество оказания платной образовательной услуги (форма изложения, презентационные материалы, используемые методы обучения, комментарии педагогического работника, неполные ответы на вопросы обучающихся или отсутствие ответов вообще, отсутствие возможности задавать вопросы, обращение с обучающимися в грубой, некорректной или иной недопустимой форме и т.д.).
Конфликт интересов педагогического работника, оказывающего платные образовательные услуги. Возникает, например, при ведении платных и бесплатных занятий у одних тех же обучающихся. В этом случае педагогический работников должен быть отстранен от обучения.
Нарушение прав обучающихся медицинских работников при оказании платных образовательных услуг.
Помимо приведенных выше, безусловно, возможны и иные недостатки и (или) существенные недостатки платных образовательных услуг, выявляемые заказчиком и (или) обучающимся медицинским работником, так как трудно представить себе их исчерпывающий перечень.
После обнаружения (выявления) недостатков и (или) существенных недостатков платных образовательных услуг перед заказчиком платных образовательных услуг возникает, во всяком случае обязан возникнуть, следующий вопрос: "Что делать дальше?".
Возможны следующие варианты дальнейших действий.
Первый вариант.
В идеале у образовательной организации должен быть свой внутренний документ (локальный нормативный акт), определяющий порядок действий заказчика и исполнителя платных образовательных услуг при выявлении их недостатков и (или) существенных недостатков. Но это в идеале, который, как известно, чаще всего далек от реалий жизни.
На этот случай существует второй вариант.
Целесообразно отразить в договоре на оказание платных образовательных услуг действия заказчика и исполнителя данных услуг при обнаружении недостатка и (или) существенного недостатка платных образовательных услуг.
Например, в договоре могут быть обозначены следующие действия.
При обнаружении недостатка платных образовательных услуг заказчик, если иное не предусмотрено договором, в произвольной форме пишет заявление о выявлении недостатка платных образовательных услуг (далее - Заявление) на имя руководителя образовательной организации (далее Руководителя), в котором излагает суть выявленного недостатка(ов) и требование(я) в соответствии с указанными в Правилах правами заказчика (устранение недостатков, возврат денежных средств, обучение за счет исполнителя, расторжение договора и т.д.).
С Заявлением заказчик обращается к ответственному лицу исполнителя за оказание платных образовательных услуг (далее - Ответственное лицо).
Ответственное лицо после получения Заявления обеспечивает:
- регистрацию Заявления в установленном у исполнителя порядке и оперативное информирование Руководителя о поступившем Заявлении;
- организацию рассмотрения Заявления с целью немедленного устранения недостатков образовательных услуг и наиболее полного удовлетворения законных интересов и требований заказчика;
- сбор необходимых материалов и их направление на комиссию исполнителя по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (такая комиссия должна быть в каждой образовательной организации) в случаях, если недостатком образовательной услуги являются сообщенные в Заявлении сведения относятся к компетенции комиссии.
Если недостатком платной образовательной услуги по сведениям Заказчика является конфликт интересов педагогического работника, то Руководитель до принятия решения комиссии исполнителя по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в соответствии с действующим законодательством принимает все необходимые меры по недопущению возможных негативных последствий возникшего или возможного конфликта интересов для участников образовательных отношений при оказании платных образовательных услуг. Из ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ": "Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося..."
В период рассмотрения Заявления исполнитель принимает все необходимые меры по устранению выявленных недостатков платных образовательных услуг и урегулированию возникших вопросов в целях полного исполнения условий договора. Целесообразно уже в договоре обозначить срок, в течение которого данное Заявление будет рассматриваться, например, не более 3-х дней.
Если заказчиком обнаружен существенный недостаток оказанных (оказываемых) платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора и заказчик отказывается от дальнейшего исполнения договора, то в этом случае договор расторгается в предусмотренном договором порядке.
В ближайшее время, возможно, уже к моменту выхода данной статьи, Минобрнауки РФ должно утвердить типовую форму договора на оказание платных образовательных услуг. Не исключено, что в данной форме не будет сделан акцент на действиях заказчика и исполнителя платных образовательных услуг при выявлении их недостатков. В этом случае соответствующий порядок действий можно было бы прописать в дополнительном соглашении к данному договору.
Считаем, что предложенный алгоритм действий заказчика и исполнителя платных образовательных услуг при выявлении их недостатков вносит определенную ясность и понимание в схему решения этих весьма непростых и при этом малоприятных вопросов.
Очевидно и то, что понимание рассматриваемых в данной статье вопросов между заказчиком и исполнителем платных образовательных услуг уже на этапе заключения договора будет дисциплинировать исполнителя, который, безусловно, должен быть заинтересован в превентивном принятии всех необходимых мер по предотвращению появления недостатков и (или) существенных недостатков платных образовательных услуг.
Литература
1. Басалаева Н.А. Репетиторство - платные услуги учреждения // Электронный журнал "Учет в сфере образования" (Свидетельство о регистрации элN ФС77-44831). - 2009. - N 12.
2. Вифлеемский А.Б. Платные дополнительные образовательные услуги // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - N 11. - С. 17-21.
3. Галанова Г.И. "Провозглашать принцип качества, не изменив способ организации - ставить повозку впереди лошади" // Менеджер здравоохранения. - 2013. - N 5. - С. 62-65.
4. Жукова Т.В. Договор возмездного оказания образовательных услуг // Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. - 2004. - 203 с.
5. Зернова И.С. Платные образовательные услуги // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - N 8. - С. 12-15.
6. Ищук Т.Л. Ценовая политика государства и ВУЗов на рынке образовательных услуг высшей школы // Креативная экономика. - 2009. - N 7(31). - С. 25-31.
7. Пивень Д.В., Кицул И.С. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации / Менеджер здравоохранения. - 2013. - N 2. - С. 16-26.
8. Пивень Д.В., Кицул И.С. Обеспечение прав пациента и необходимость разработки в медицинской организации соответствующих внутренних регламентирующих документов // Менеджер здравоохранения. - 2013. - N 4. - С. 6-12.
9. Синякова Т.А. Кто проконсультирует директора по вопросам нового закона "Об образовании в РФ"? // Журнал руководителя управления образованием. - 2013. - N 5. - С. 79-80.
10. Старченко А.А. Безопасность медицинской деятельности: законодательное нормирование необходимо // Менеджер здравоохранения. - 2013. - N 4. - С. 64-69.
11. Сырых В.М. Качество нормативно-правовых актов образовательного права // Право и образование. - 2003. - N 4. - С. 33-50.
Д.В. Пивень,
д.м.н., профессор, эксперт по вопросам нормативно-правового
регулирования деятельности здравоохранения, г. Санкт-Петербург, Россия
И.С. Кицул,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного
здоровья и здравоохранения Иркутской государственной медицинской
академии последипломного образования, г. Иркутск, Россия
"Менеджер здравоохранения", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru