В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) "специалист") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2011 г.
Регистрационный N 20438
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
031003 Судебная экспертиза
(квалификация (степень) "специалист")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 40)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- |
высшее профессиональное образование; |
ООП |
- |
основная образовательная программа; |
ОК |
- |
общекультурные компетенции; |
ПК |
- |
профессиональные компетенции; |
ПСК |
- |
профессионально-специализированные компетенции; |
УЦ ООП |
- |
учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- |
федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
(специальности)
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые обучающемуся после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП подготовки специалиста |
65 |
специалист |
5 лет |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год в среднем равна 60 зачетным единицам.
Иные нормативные сроки освоения ООП подготовки специалиста устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По данному направлению подготовки (специальности) обучение по очно-заочной (вечерней), заочной формам и в форме экстерната не предусматривается.
IV. Характеристика профессиональной деятельности специалистов
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников включает: судебно-экспертную деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений путем использования специальных знаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей информации, необходимой для установления фактических данных.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: свойства и признаки материальных носителей розыскной и доказательственной информации.
4.3. Специалист по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
экспертной;
технико-криминалистической;
информационной;
организационно-управленческой;
организационно-методической;
научно-исследовательской;
профилактической.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
4.4. Специалист по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области экспертной деятельности:
производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;
в области технико-криминалистической деятельности:
исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования;
участие в качестве специалиста в других процессуальных действиях;
участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях;
участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
в области информационной деятельности:
участие в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;
в области организационно-управленческой деятельности:
организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;
в области организационно-методической деятельности:
обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения;
обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз;
распространение и внедрение современных достижений науки, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;
в области научно-исследовательской деятельности:
проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
в области профилактической деятельности:
выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);
способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);
способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);
способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);
способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-12);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-13);
способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-14).
способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОК-15);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области экспертной деятельности:
способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
способностью применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5).
в области технико-криминалистической деятельности:
способностью применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов - вещественных доказательств (ПК-6);
способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях (ПК-7);
в области информационной деятельности:
способностью вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);
способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);
способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);
способностью составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13);
способностью выявлять, распространять и внедрять передовой опыт использования научно-технических методов и средств в правоприменительной практике (ПК-14);
способностью к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК-15);
способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-16);
в области организационно-методической деятельности:
способностью обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-17);
способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
в области профилактической деятельности:
способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-22).
Специализация N 1 "Криминалистические экспертизы".
Профессионально-специализированные компетенции, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются вузом.
Специализация N 2 "Инженерно-технические экспертизы":
способностью применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК-2.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-2.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве (ПСК-2.3).
Специализация N 3 "Экспертизы веществ, материалов и изделий":
способностью применять методики экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий (ПСК-3.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять специальные, физические, химические и физико-химические методы в целях поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-3.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экспертиз веществ, материалов и изделий и современным возможностям исследования этих объектов для получения доказательственной и розыскной информации (ПСК-3.3).
Специализация N 4 "Экономические экспертизы":
способностью применять методики экономических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК-4.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства судебно-экономических экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-4.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства экономических экспертиз и современным возможностям использования экономических знаний в судопроизводстве (ПСК-4.3).
Специализация N 5 "Речеведческие экспертизы":
способностью в профессиональной деятельности применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей) (ПСК-5.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов - речевых произведений - для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК-5.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела (ПСК-53).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "ПСК-5.3"
VI. Требования к структуре основных образовательных программ подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура (физическая подготовка - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах);
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура, адъюнктура).
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Иностранный язык", "Философия", "История", "Теория государства и права".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, допускается исключение данной дисциплины.
Таблица 2
Структура ООП подготовки специалиста
Код УЦ ООП |
Учебные циклы (разделы) и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)*(1) |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
С.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
30 - 39*(2) |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий гуманитарных и социальных наук, их роль в формировании ценностных ориентации в социальной и профессиональной деятельности; принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; мировоззренческие, методологические и логические основы лексический и грамматический минимум, в объеме, необходимом для работы с иноязычными текстами профессиональной направленности и осуществления взаимодействия на иностранном языке; особенности юридической лексики; правила составления и оформления текстов деловых бумаг и служебных документов; нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения; психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов; этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов; психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; причины конфликтов в профессиональной деятельности и психологические основы их предупреждения и разрешения; уметь: использовать принципы, законы и методы гуманитарных и социальных наук для решения социальных и профессиональных задач; применять понятия с чётко определённым содержанием; устанавливать логический смысл суждения; пользоваться логическими правилами ведения диалога и дискуссии; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения; осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности; читать и переводить иноязычную литературу по профилю подготовки, взаимодействовать и общаться на иностранном языке; правильно употреблять юридическую лексику в деловой речи; составлять тексты различных видов деловых бумаг и служебных документов в соответствии с языковыми и стилистическими нормами, правильно оформлять их; правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами; диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликтного поведения, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов; владеть: основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием знаний гуманитарных и социальных наук; навыками научного мышления, использования приёмов логического построения рассуждений, распознавания логических ошибок в материалах судебно-следственной, оперативно-служебной и других видов профессиональной деятельности; навыками публичного выступления; юридической терминологией; навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками антикоррупционного поведения; навыками толерантного поведения; навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета; одним из иностранных языков на уровне бытового общения и основ профессиональной коммуникации; навыками составления деловых бумаг и служебных документов; навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных конфессиональных различий; навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации. |
26 - 35*(2) |
Иностранный язык Философия История Теория государства и права Логика*(3) Психология в профессиональной деятельности*(3) Русский язык в деловой документации*(3) Профессиональная этика и служебный этикет*(3) |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
3 - 12*(2) |
|
|
|
С.2 |
Математический и естественнонаучный цикл |
27 - 36*(2) |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: Знать: математические методы, используемые в судебно-экспертных исследованиях; основные принципы и правила хранения, поиска, обработки, передачи компьютерной информации; состав, функции и конкретные возможности аппаратно-программного и математического обеспечения в процессе решения задач профессионально-служебной деятельности; состав, функции и конкретные возможности справочно-информационных, информационно-поисковых систем и систем поддержки принятия экспертных решений; классификацию и общую характеристику методов и технических средств, применяемых при проведении экспертных исследований, методику применения естественнонаучных методов и криминалистических средств, их возможности при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании объектов судебной экспертизы; основные методы и способы защиты информации; уметь: использовать естественнонаучные методы и средства для обнаружения, фиксации и изъятия объектов и их предварительного исследования, интерпретировать результаты применения естественнонаучных методов для решения задач судебных экспертиз; обеспечивать защиту служебной информации; владеть: навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики, навыками работы с информационно-поисковыми и справочно-информационными системами; навыками применения технических средств и естественнонаучных методов при производстве криминалистических экспертных исследований; навыками исследования объектов с использованием приборов и инструментальной базы; навыками использовании средств и методов обеспечения информационной безопасности. |
18 - 27*(2) |
Математика и информатика Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований Компьютерные технологии в экспертной деятельности |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза). |
3 - 12*(2) |
|
|
|
С.3 |
Профессиональный цикл |
202 - 211*(2) |
|
|
Базовая часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности; характеристику наиболее важных природных явлений и производственной деятельности человека, вызывающих возникновение чрезвычайных ситуаций; основные мероприятия и правила поведения в чрезвычайных ситуациях; методы и средства само- и взаимопомощи при различных видах травм, ранений и отравлениях; правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы; систему методов и средств судебно-экспертных исследований, закономерности следообразования; методики производства судебных экспертиз и исследований; современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз; методы судебной фотографии, технические средства и приемы фиксации, иллюстрирования и исследования доказательств, принципы действия технических средств видеозаписи, порядок, тактику использования видеозаписи в правоохранительной деятельности; особенности обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования различных видов материальных следов и объектов в ходе осмотров мест происшествий, других процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий по различным категориям преступлений; правовую и нормативную базу криминалистической регистрации, ее систему и содержание; основные положения отраслевых юридических наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в отдельных отраслях материального и процессуального права; понятие и категории криминалистики, технические средства и методы, тактику производства отдельных следственных действий; основы методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; сущность и содержание коррупции как социально-правового явления; детерминанты коррупции, особенности их проявления в механизме преступного поведения; правовые, организационные и тактические основы предупреждения коррупции в правоохранительных органах; основные направления профилактики коррупционного поведения сотрудников и служащих правоохранительных органов; теоретические основы и содержание науки управления, организацию системы управления в экспертных учреждениях; научные основы делопроизводства в сфере деятельности различных учреждений; нормативно-правовое и организационное обеспечение делопроизводства; основные направления и особенности правоохранительной деятельности и ее роль и место в укреплении законности и правопорядка; организационно-правовые основы, роль и место правоохранительных органов в системе государственных органов Российской Федерации; уметь: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, обморожениях, тепловом и солнечном ударах, при поражении электрическим током; пользоваться приборами дозиметрического контроля, средствами химической и радиационной разведки; пользоваться современными экспертными технологиями при производстве судебных экспертиз и исследований; применять средства и методы судебной фотографии и видеозаписи для решения задач фиксации обстановки мест происшествий, фиксации и исследования доказательств; применять криминалистические и иные научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов, проводить их предварительное исследование в ходе расследования преступлений; составлять учетно-регистрационную документацию для использования в современных криминалистических учетах; проводить судебные экспертизы и исследования, направленные на решение идентификационных и диагностических задач; осуществлять анализ и оценку следовой информации; устанавливать, исходя из материальной обстановки места происшествия, способ действий правонарушителя и сведения о его приметах; самостоятельно составлять и оформлять заключения эксперта и специалиста, справки о предварительном исследовании; выявлять обстоятельства, способствующие преступности, планировать и осуществлять деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений; противодействовать коррупционным проявлениям в служебной деятельности; разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов; владеть: навыками пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации; способами самоспасения и спасения пострадавших при стихийных бедствиях, авариях (катастрофах) на транспорте и на производственных объектах, при пожаре; понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта; логическими рассуждениями при аргументации выводов по результатам экспертных исследований; навыками применения специальных методов судебной фотографии и видеозаписи для фиксации и исследования материальных следов при производстве судебных экспертиз и процессуальных действий; навыками применения приемов, средств и методов работы с материальными следами для получения розыскной и доказательственной информации; навыками ведения экспертно-криминалистических учетов и использования справочно-информационных и информационно-поисковых систем судебно-экспертного назначения; методиками решения диагностических и идентификационных задач при производстве судебных экспертиз и исследований; навыками ведения делопроизводства в судебно-экспертных учреждениях, регистрации и учета документов, контроля их исполнения; навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. |
133 - 142*(2) |
Безопасность жизнедеятельности Теория судебной экспертизы Судебная фотография и видеозапись Участие специалиста в процессуальных действиях Трасология и трасологическая экспертиза Технико-криминалистическая экспертиза документов Уголовное право Уголовный процесс Криминалистика Гражданское право Гражданский процесс Административное право Основы управления Правоохранительные органы |
ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-9, |
|
Специализация*(4) |
|
|
|
|
Специализация N 1 "Криминалистические экспертизы"*(5) |
|
|
||
Специализация N 2 "Инженерно-технические экспертизы" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: современные возможности судебных инженерно-технических экспертиз, методов и методик их производства; особенности использования специальных инженерно-технических знаний в целях получения розыскной и доказательственной информации при производстве процессуальных действий; уметь: проводить судебные инженерно-технические экспертизы и исследования с использованием современных экспертных технологий; применять при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов; владеть: навыками применения инженерно-технических методов и средств, а также методиками решения простых и сложных, прямых и обратных диагностических задач при производстве судебных инженерно-технических экспертиз и исследований, в том числе связанных с механизмом возникновения и развития пожара, дорожно-транспортного происшествия, сбоя работы компьютерной системы. |
|
Судебные инженерно-технические экспертизы*(3) Судебная пожарно-техническая экспертиза*(3) Судебная автотехническая экспертиза*(3) Судебная компьютерно-техническая экспертиза*(3) Судебная экспертиза веществ, материалов и изделий*(3) |
||
Специализация N 3 "Экспертизы веществ, материалов и изделий" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: современные возможности судебных экспертиз веществ, материалов и изделий, физических, химических и физико-химических методов и специальных методик их производства; особенности поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования веществ и материалов в микроколичествах (микрообъектов) и в макроколичествах; уметь: проводить судебные экспертизы и исследования веществ, материалов и изделий, выбирая при этом оптимальные с точки зрения сохранности объектов средства и методы; применять при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях физические, химические и физико-химические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов в микро- и макроколичествах; владеть: экспертными методиками решения диагностических и идентификационных задач экспертиз и исследований веществ, материалов и изделий, навыками работы на приборах и оборудовании, используемых в этих целях. |
|
Судебная экспертиза металлов, сплавов и изделий из них*(3) Судебная экспертиза лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий*(3) Судебная экспертиза волокнистых материалов и изделий из них*(3) Судебная экспертиза нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов*(3) Судебная экспертиза наркотических средств и психотропных веществ*(3) Судебная экспертиза пластмасс, резин и изделий из них*(3) |
||
Специализация N 4 "Экономические экспертизы" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: современные возможности судебных экономических экспертиз, методов и методик их производства; особенности использования специальных экономических знаний в целях получения розыскной и доказательственной информации при производстве процессуальных действий; уметь: проводить с использованием современных экспертных технологий судебные экономические экспертизы и исследования; применять при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях экономические методы и средства в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (первичных и отчетных документов, отражающих хозяйственные операции и содержащих информацию о наличии и движении материальных и денежных средств); владеть: навыками применения экономического анализа, расчетно-аналитических и экономико-математических методов, а также методиками решения специфических задач судебно-экономических экспертиз. |
|
Судебно-бухгалтерская экспертиза*(3) Судебная финансово-экономическая экспертиза*(3) Судебная налоговая экспертиза*(3) Бухгалтерский учёт и отчётность*(3) Аудит*(3) |
||
Специализация N 5 "Речеведческие экспертизы" С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен: знать: особенности конфликтогенных ситуаций и ситуаций, порождающих споры и конфликты; современные возможности судебных речеведческих экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), методов и методик их производства; уметь: проводить судебные речеведческие экспертизы и исследования с использованием методов разрешения коммуникативных споров; применять методы и средства речеведческих экспертиз для обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов - речевых произведений - в целях получения розыскной и доказательственной информации при производстве процессуальных действий; владеть: навыками применения методов и методик решения диагностических и идентификационных задач судебных речеведческих экспертиз, навыками работы на оборудовании для исследования звучащей речи. |
|
Судебное речеведение*(3) Лингвистическая конфликтология*(3) Судебно-лингвистическая экспертиза*(3) Судебная автороведческая экспертиза*(3) Судебная фоноскопическая экспертиза*(3) |
||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
64 - 73*(2) |
|
|
|
С.4 |
Физическая культура (Физическая подготовка) |
2 |
|
|
С.5 |
Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа*(6) (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
14 - 16 |
|
|
С.6 |
Итоговая государственная аттестация (включая защиту выпускной квалификационной работы) |
8 - 10 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
*(1) Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестаций.
*(2) Трудоемкость учебного цикла ООП подготовки специалиста (далее - УЦ) может изменяться за счет перераспределения зачетных единиц в пределах заданных интервалов, при этом суммарная трудоемкость базовых составляющих УЦ С.1, С.2 и С.3 должна составлять не менее 70 процентов от общей трудоемкости указанных УЦ.
*(3) Количество и перечень учебных дисциплин носят рекомендательный характер.
*(4) Суммарная трудоемкость дисциплин специализации должна составлять не более 25 процентов от общей трудоемкости базовой части УЦ С.3.
*(5) Количество, перечень и содержание учебных дисциплин специализации определяются вузом самостоятельно.
*(6) Для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной ФГОС ВПО по специальности.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО. Требования к результатам освоения и структуре ООП подготовки специалиста в части специализации для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, определяются (устанавливаются) данными образовательными учреждениями.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять основные ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у образовательного учреждения лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательном учреждении нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательного учреждения либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями правоохранительных, судебных органов, других органов государственной власти и управления, участие специалистов в проведении аудиторных и внеаудиторных занятий.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся и факультативных дисциплин).
7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам C.1, C.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 13 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения должен составлять не менее 27 и не более 36 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре (физической подготовке) и факультативным дисциплинам.
7.8. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах, продолжительность каникулярного отпуска обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.9. Раздел "Физическая культура" ("Физическая подготовка" - для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах), трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.10. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.11. Программа подготовки специалистов вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки, а также по дисциплинам специализации и дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Общий объем практических занятий и практикумов должен составлять не менее 50 процентов от общего объема аудиторных занятий.
7.12. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую специальность (специализацию);
право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.
7.13. Раздел ООП подготовки специалиста "Учебные и производственные практики, научно-исследовательская работа" является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП подготовки специалиста. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в судебно-экспертных учреждениях и организациях, научно-исследовательских институтах (НИИ), в иных организациях и учреждениях, для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности специалиста по данной специальности (специализации). Практика может проводиться в структурных подразделениях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.14 Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием мировоззрения и определения уровня культуры.
7.15. Реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование (квалификация (степень) "специалист" и (или) "магистр"), как правило, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП подготовки специалиста, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 5 процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени, и (или) ученое звание; ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 5 процентов преподавателей.
К образовательному процессу должны быть привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и специалистов профильных организаций и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы в соответствующей сфере профессиональной деятельности на должностях руководителей или ведущих специалистов не менее пяти лет.
Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла, должна быть не менее 60 процентов.
7.16. ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам (модулям).
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем 25 процентам обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания из расчета одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность профильной службы министерства (ведомства) - заказчика кадров.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и защите сведений, составляющих государственную тайну, а также международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.17. Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.18. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалиста, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также оружием, криминалистической и специальной техникой и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной (военной) подготовки обучающихся (для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах).
Минимально необходимый для реализации ООП подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает:
Лаборатории:
Судебной фотографии и судебной видеозаписи.
Трасологических исследований.
Криминалистического исследования документов.
Кабинеты:
Иностранных языков.
Информатики (компьютерные классы).
Криминалистики.
Криминалистические полигоны.
Спортивные залы.
Библиотеки:
общая библиотека,
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа) - если ООП связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Требования к оценке качества освоения основных образовательных программ подготовки специалиста
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки специалиста, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.
8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, билеты, практические задания, практикумы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень сформированности компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отражениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности), соответствовать целям и задачам конкретной ООП подготовки специалиста и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником в соответствии с этими требованиями.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы контроля качества освоения обучающимися ООП к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)). Государственный экзамен вводится по решению ученого совета вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (дипломного проекта (работы)), а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяется вузом.
8.7. Программа государственного экзамена разрабатывается вузом самостоятельно.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
Статья 70 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 40 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) "специалист")"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 апреля 2011 г.
Регистрационный N 20438
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 июня 2011 г. N 23 (без Стандарта)
Приказом Минобрнауки России от 28 октября 2016 г. N 1342 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2011 г. N 1975
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа