Администрация муниципального образования на основании договора пожертвования (дарения) получила долю в уставном фонде хозяйствующего товарищества. Какими бухгалтерскими записями и на каком счете следует отразить эту долю при принятии к учету? Необходимо ли учитывать ее как имущество муниципальной казны на счете 0 108 00 000? Как отразить ее последующую передачу в качестве уставного фонда муниципальному унитарному предприятию?
Пунктом 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с нормами ст. 12 Закона N 161-ФЗ*(1) уставным фондом государственного или муниципального предприятия является минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку.
Примечание. Органы муниципального образования в рамках своих компетенций могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности от имени муниципального образования, установленные соответствующим нормативным актом муниципального образования (п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Инвестиции в уставные капиталы других организаций представляют собой финансовые вложения. Для учета краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, иных финансовых активов, приобретенных (сформированных) учреждением в рамках ведения хозяйственной деятельности, предназначен счет 204 00 "Финансовые вложения" согласно п. 192 Инструкции N 157н*(2).
Так, к финансовым вложениям, принимаемым к учету на счете 0 204 00 000 "Финансовые вложения", относятся (п. 194 Инструкции N 157н, п. 70, 71, 73, 75 Инструкции N 162н*(3)):
- средства бюджета, вложенные в облигации, векселя, иные ценные бумаги;
- средства бюджета, вложенные в акции;
- средства бюджета, вложенные в уставные фонды государственных (муниципальных) предприятий;
- участие в государственных (муниципальных) учреждениях;
- доли участия (паи и т.п.) в капитале хозяйственных обществ и товариществ;
- средства бюджета, переданные управляющим компаниям;
- доли участия в международных финансовых организациях.
Примечание. Финансовые вложения принимаются к учету по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение (формирование) финансовых вложений (п. 193 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 73 Инструкции N 162н бюджетный учет операций с акциями и иными формами участия в капитале ведется на счете 1 204 30 000 "Акции и иные формы участия в капитале", в том числе:
- 1 204 31 000 "Акции";
- 1 204 32 000 "Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий";
- 1 204 33 000 "Участие в государственных (муниципальных) учреждениях";
- 1 204 34 000 "Иные формы участия в капитале".
Долю в уставном капитале хозяйствующего товарищества следует отражать по счету 1 204 34 000 "Иные формы участия в капитале". В случае безвозмездного получения операции следует формировать по кредиту счета 1 401 10 180 "Прочие доходы".
Вложениями в финансовые активы, учитываемыми на счете 0 215 00 000 "Вложения в финансовые активы", являются фактические затраты учреждения, формирующие первоначальную стоимость акций и иных форм участия в капитале, принимаемых к бюджетному учету в качестве объектов финансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (п. 244 Инструкции N 157н, п. 97 Инструкции N 162н).
Данный счет включает в том числе счет 0 215 32 000 "Вложения в государственные (муниципальные) предприятия", с использованием которого следует оформлять в бюджетном учете передачу доли в уставном капитале в муниципальное унитарное предприятие.
Сформированная в учете первоначальная стоимость финансовых активов списывается на счет 0 204 32 000 "Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий" (п. 98 Инструкции N 162н).
В бюджетном учете уполномоченного органа следует сформировать следующие бухгалтерские записи согласно положениям Инструкции N 162н:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Принятие к учету в случае получения доли в уставном капитале товарищества на основании договора пожертвования | 1 204 34 530 | 1 401 10 180 |
Отражение вложений в уставный фонд муниципального унитарного предприятия | 1 215 32 530 | 1 204 34 630 |
Принятие к учету финансовых вложений в виде вклада в уставный фонд муниципального унитарного предприятия | 1 204 32 530 | 1 215 32 530 |
Муниципальную казну соответствующего муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ч. 1, 2, 3 ст. 215, ч. 2 ст. 125 ГК РФ). Для учета такого имущества (к которому относятся основные средства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы, драгоценные металлы и драгоценные камни) предназначен счет 1 108 00 000 "Нефинансовые активы имущества казны" (п. 141, 142 Инструкции N 157н).
Полагаем, что если предполагается передать долю в уставном капитале непосредственно МУП, то нет необходимости проводить ее через имущество муниципальной казны в том случае, если в муниципальном образовании не установлены иные нормы по учету имущества муниципальной казны. На этом основании все операции по получению и закреплению доли в уставном капитале были сформированы, минуя счет 1 108 00 000.
Примечание. Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета в соответствии с п. 145 Инструкции N 157н.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 января 2014 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"