Муниципальное образование получает от коммерческой организации имущество безвозмездно. Указанная передача оформляется договором об оказании благотворительной помощи, в котором указано, что получатель обязан представить благотворителю отчеты о постановке на учет, а также о целевом использовании данного имущества.
Имущество поступает в муниципальную казну, затем оно будет передано в оперативное управление муниципальному учреждению для последующего использования по целевому назначению.
Дайте разъяснение, подлежит ли в данном случае обложению налогом на прибыль имущество, полученное муниципальным образованием по договору об оказании благотворительной помощи?
Под благотворительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц:
- по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств;
- по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества подлежат включению во внереализационные доходы в целях налогообложения прибыли, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ. Этой статьей установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.
Пожертвования могут осуществляться в отношении: граждан, лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений, благотворительных, научных и образовательных учреждений, фондов, музеев и других учреждений культуры, общественных и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций в соответствии с законом, а также государства и других субъектов гражданского права, указанных в ст. 124 ГК РФ. Согласно п. 1, 2 ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона.
Примечание. Пожертвованием согласно ст. 582 ГК РФ признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Обратите внимание! Пожертвования могут получать учреждения только того направления деятельности, которое приведено в ст. 582 ГК РФ. Если имущество получено в дар учреждением, не поименованным в указанной статье, то они не являются пожертвованиями, а относятся к безвозмездно полученным средствам и в отношении их применяется положение п. 8 ст. 250 НК РФ. В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество в рамках благотворительной деятельности, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином. В настоящее время применяется отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль).
Пожертвование носит целевой характер и является добровольным. При этом юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет по использованию пожертвованного имущества согласно п. 3-5 ст. 582 ГК РФ. Для обоснования целевого назначения получение данных доходов должно быть документально подтверждено договором пожертвования. При использовании получателем пожертвований не по целевому назначению согласно п. 14 ст. 250 НК РФ у него возникает объект налогообложения - внереализационный доход.
Примечание. Пожертвования, поступившие некоммерческим организациям от других лиц, не учитываются в целях налогообложения прибыли при использовании их получателями по целевому назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что в соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну. От имени муниципального образования права собственника осуществляют лица, указанные в ст. 125 ГК РФ - а именно органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Кроме того, муниципальные образования и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль организаций, в связи с чем доходы, поступающие в муниципальную казну, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций. Аналогичная позиция высказана Президиумом ВАС в Информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".
Исходя из вышесказанного, если по договору об оказании благотворительной помощи получателем выступает муниципальное образование, а предмет договора, исходя из условий вопроса, подлежит передаче в оперативное управление соответствующему учреждению и в дальнейшем будет учитываться обособленно и использоваться по целевому назначению, то при получении указанного имущества объекта обложения налогом на прибыль не возникает.
Г.Г. Лалаев,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
1 января 2014 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"