Новая редакция Приказа N 173н. Основные изменения
Обратите внимание: В сентябре 2013 года на сайте Минфина России размещен в новой редакции проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н". В настоящее время Минфин России дорабатывает данный проект, в результате чего текст может быть изменен!
С вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) упрощен порядок ведения экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора, кредитных организаций и Центрального банка РФ) первичных учетных документов без обязательного применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России.
В этой связи Росстатом осуществляется работа по подготовке и согласованию пакета документов по отмене постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" и унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных ранее Госкомстатом России (смотрите письмо Росстата от 11.12.2012 N 01-01-3/3874-ДР).
Соответствующий проект постановления Правительства РФ "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 835 "О первичных учетных документах" был размещен 25 декабря 2012 года на официальном сайте Росстата (www.gks.ru, раздел/подраздел "О Росстате"/"Независимая экспертиза"/"Проекты актов Президента и Правительства РФ").
Учитывая, что согласно положений Закона N 402-ФЗ организациями государственного сектора по-прежнему должны применяться формы первичных учетных документов (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ) и регистров бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ), установленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ, Минфином России осуществляется работа, призванная компенсировать последствия отмены унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных ранее Госкомстатом России.
В этих целях специалистами финансового ведомства был подготовлен и 22 марта 2013 года размещен на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru, раздел/подраздел "Нормативная и правовая информация"/"Проекты нормативно-правовых актов Минфина России") проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н" (далее - Проект изменений).
Указанным Проектом изменений в Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н) предусмотрены:
- новая редакция "Перечня унифицированных форм первичных учетных документов...", применяемых организациями государственного сектора (Приложение N 1 к Приказу N 173н), предусматривающая, в частности, исключение Форм документов класса 03 "Унифицированная система первичной учетной документации" ОКУД;
- дополнение "Форм первичных учетных документов..." для организаций государственного сектора (класса 05 "Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления" ОКУД) (Приложение N 2 к Приказу N 173н) новыми формами документов, а "Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета..." (Приложение N 5 к Приказу N 173н, далее - Методические указания) - описаниями этих новых форм документов;
- изменение (уточнение) существующих форм первичных учетных документов и форм регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, их реквизитов и описаний в Методических указаниях.
Применение вновь вводимых форм класса 05 ОКУД должно осуществляться госучреждением не ранее отмены аналогичных форм класса 03 ОКУД и (или) изменения соответствующих ссылок в Инструкциях, утвержденными приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н *(1).
Далее остановимся на отдельных, наиболее значимых новых положениях Проекта изменений.
1. Новые первичные документы по учету основных средств
Приложение N 2 к Приказу N 173н "Формы первичных учетных документов..." дополнено следующими формами первичных учетных документов по учету основных средств класса 05 ОКУД:
Новые формы документов класса 05 ОКУД | Аналогичные формы документов класса 03 ОКУД, применение которых предусмотрено Инструкциями N 162н, 174н, 183н | ||
Код | Наименование формы документа | Код | Наименование формы документа |
0504101 | Акт приема-передачи основных средств | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | |||
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | |||
0504102 | Накладная на внутреннее перемещение основных средств | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств | |
0504103 | Акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | |
0504104 | Акт о списании основных средств (кроме транспортных средств) | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) | |
0504105 | Акт о списании транспортных средств | Акт о списании автотранспортных средств |
Для наглядности сопоставим отдельные реквизиты данных форм.
Реквизит | Акт приема-передачи основных средств (ф. 0504101) | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) |
Акт составляется | Передающее (принимающее) госучреждение | Передающая (принимающая) организация. При одностороннем оформлении - принимающая организация |
Данные о передающей стороне | В таблице раздела 1 "Движения объекта основных средств" | В "шапке" документа |
Данные о местонахождении объекта на момент передачи, организации-изготовителе и участниках долевой собственности | - | В "шапке" документа |
Данные о: - капитальных ремонтах; - способе начисления амортизации, - сроке полезного использования, установленного передающей стороной; - фактическом сроке эксплуатации; - сроке полезного использования, установленного принимающей стороной | - | В таблице раздела 1 "Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи" |
Паспорт, свидетельство, чертеж (проект, модель, тип, марка) | В таблице раздела 2 "Сведения о состоянии объекта" | В "шапке" документа |
Табельные номера сотрудников и сведения о доверенности | - | В отметках (подписях) о сдаче/приеме объекта основных средств |
Кроме того, в новом Акте приема-передачи основных средств (ф. 0504101):
- структурирован раздел 3 "Краткая индивидуальная характеристика": добавлен ряд показателей;
- добавлена "Отметка федерального органа в области государственной регистрации о регистрации прав на недвижимое имущество".
Реквизит | Накладная на внутреннее перемещение основных средств (ф. 0504102) | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032) |
Наименование объекта | В "шапке" документа | В таблице |
Дата | В "шапке" документа и в таблице | В "шапке" документа |
Наименование структурного подразделения ("Сдатчик" и "Получатель") | В таблице | В "шапке" документа |
Инвентарный номер | В таблице | В таблице |
Корреспондирующие счета бухгалтерского учета | В таблице | - |
Количество | - | В таблице |
По нашему мнению, отражение внутреннего перемещения нескольких объектов основных средств по одной Накладной (ф. 0504102) возможно, однако для этих целей данная форма требует дополнения отдельными строками (графами). "Дополненная" учреждением форма Накладной подлежит утверждению локальным актом, издаваемым в рамках формирования учетной политики.
В представленном в Проекте изменений виде Накладная (ф. 0504102) может быть использована только для передачи:
- одного объекта основных средств;
- нескольких объектов основных средств с одинаковым наименованием.
Реквизит | Акт приема-передачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) |
Реквизиты договора и сроки проведения работ | Отдельный раздел | В "шапке" документа |
Стоимость объекта по окончании работ | Отдельной графой в разделе "Сведения о расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции, модернизации" Данное изменение позволяет отражать результаты соответствующих работ с нескольким объектами основных средств | Записью ниже раздела "Сведения о расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции, модернизации" |
Реквизит | Акт о списании основных средств (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) |
Согласование списания основного средства с уполномоченным органом по управлению имуществом или главным распорядителем / учредителем в установленных законом случаях | В "шапке" документа | - |
Наименование объекта, его инвентарный и регистрационный номера | В "шапке" документа Фактически это означает, что новая форма позволяет списать по одному Акту только один объект основных средств | В таблице Позволяет указать несколько объектов основных средств |
Дата ввода в эксплуатацию | В таблице раздела 1 "Сведения об объекте основных средств" | - |
Общее количество произведенных капитальных ремонтов и их общая стоимость | В таблице раздела 1 "Сведения об объекте основных средств" | - |
Перечень приспособлений и принадлежностей | - Учреждению необходимо принять дополнительные меры по контролю за сохранностью приспособлений и принадлежностей при списании объектов основных средств | В таблице раздела 2 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" |
Расходы на демонтаж | Расходы на демонтаж отдельно не упоминаются При этом в таблице раздела 3 "Результаты от выбытия объекта основных средств" есть пустые графы для отражения иных видов расходов | В таблице раздела 3 "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания" |
В таблице раздела 3 "Результаты от выбытия объекта основных средств" Акта о списании основных средств (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) в качестве расходов, связанных с выбытием указаны:
01 - Утилизация;
02 - Передача в пункт приема вторсырья, металлолома, драгоценных материалов;
03 - Безвозмездная передача;
04 - Реализация.
При этом правила классификации данных расходов Проектом изменений не определены.
Видимо, данную "классификацию", в целях недопущения ошибок, учреждению необходимо будет определить в своей учетной политике, предварительно согласовав с соответствующим главным распорядителем бюджетных средств (учредителем).
Еще одно нововведение в форме Акта (ф. 0504104) коснулось сведений о балансовой стоимости и начисленной амортизации. Данные сведения предлагается отражать в виде проводок по списанию сумм балансовой стоимости и начисленной амортизации.
Наименование показателя | Корреспондирующие счета | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Балансовая стоимость | |||
Начисленная амортизация |
|
Данный раздел, вероятно, придется заполнять работникам бухгалтерии. При этом, по нашему мнению, оформлять данный раздел следует следующим образом:
- при списании полностью самортизированного объекта основных средств достаточно заполнить только строку "балансовая стоимость":
- при списании не полностью самортизированного объекта основных средств в строке "балансовая стоимость" необходимо будет отразить бухгалтерскую запись на сумму остаточной стоимости объекта, а в строке "начисленная амортизация" - сумму начисленной амортизации.
Реквизит | Акт о списании транспортных средств (ф. 0504105) | Акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306003) |
Согласование списания основного средства с уполномоченным органом по управлению имуществом или главным распорядителем / учредителем в установленных законом случаях | В "шапке" документа | - |
Кроме того в новом Акте (ф. 0504105), также как и в Акте (ф. 0504104):
- сведения о балансовой стоимости и начисленной амортизации в разделе 1 представлены в форме бухгалтерских проводок;
- в таблице раздела 5 "Результаты от выбытия объекта основных средств" сделана попытка структурировать расходы, связанные с выбытием (смотрите соответствующие комментарии к Акту (ф. 0504104)).
2. Новые первичные документы по учету материальных запасов
В отношении материальных запасов Приложение N 2 к Приказу N 173н "Формы первичных учетных документов..." дополнено следующими формами первичных учетных документов класса 05 ОКУД:
Новые формы документов класса 05 ОКУД | Аналогичные формы документов класса 03 ОКУД, применение которых предусмотрено Инструкциями N 162н, 174н, 183н | ||
Код | Наименование формы документа | Код | Наименование формы документа |
0504204 | Требование-накладная | Требование-накладная | |
0504205 | Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону | Накладная на отпуск материалов на сторону | |
0504220 | Акт о приемке материалов (материальных ценностей) | Акт о приемке материалов |
Сопоставим отдельные реквизиты данных форм.
Реквизит | Требование-накладная (ф. 0504204) | Требование-накладная (ф. 0315006) |
Корреспондирующие счета по дебету и по кредиту операции | В "шапке" документа | Один корреспондирующий счет - в "шапке" документа; второй - в табличной части документа |
Графа "Примечание" | Есть | Нет |
Графа "порядковый номер по складской картотеке" | Нет | Есть |
Реквизит | Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) | Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) |
Корреспондирующие счета по дебету и по кредиту операции | В "шапке" документа | Указан только один корреспондирующий счет в табличной части документа |
Графа "Примечание" | Есть | Нет |
Графа "порядковый номер по складской картотеке" | Нет | Есть |
Реквизит | Акт о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220) | Акт о приемке материалов (ф. 0315004) |
Корреспондирующие счета по дебету и по кредиту операции | В разделе 8 "Бухгалтерская запись для приема к учету" документа | Указан только один корреспондирующий счет в табличной части документа |
Графа "Примечание" | Есть | Нет |
Графа "порядковый номер по складской картотеке" | Нет | Есть |
3. Изменение категории документа
Хорошо всем известная форма Авансового отчета также претерпела изменения. Согласно Проекту изменений это теперь первичный учетный документ.
"Новый" Авансовый отчет (ф. 0504503) | "Старый" Авансовый отчет (ф. 0504049) | ||
Первичный документ | Учетный регистр |
Пункт 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), вводит в практику учета понятие сводного учетного документа, составленного на основании нескольких первичных учетных документов путем обобщения информации. По своей сути Авансовый отчет как раз и является сводным учетным документом, хотя в Приказе 173н такой термин не используется.
Ни Инструкция 157н, ни Проект изменений не разъясняет, какой датой следует отражать в учете операции на основании сводного учетного документа - датой этого (сводного) документа или датами первичных документов, вошедших в его состав. Этот вопрос может быть очень важен, особенно когда в сводный учетный документ включаются первичные учетные документы, даты которых составляют большой временной разрыв.
4. Уточнения форм документов
Некоторые незначительные изменения (уточнения) коснулись следующих форм документов и регистров:
Документ (регистр) | Внесенные изменения (уточнения) | |
Код | Наименование формы документа | |
Кассовая книга | Общий заголовок граф 6-7 "По внебюджетным средствам" заменен на "По приносящей доход деятельности" | |
Табель учета посещаемости детей | Исключен реквизит "Вид расчета" из заголовочной части | |
Уведомление о лимитах бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) | Исключена сноска | |
Карточка учета средств и расчетов | В заголовочной части реквизит "Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя ___ Глава по БК" заменен на "Наименование расхода (выплаты) ____ КОСГУ" | |
Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам | Заголовочная часть дополнена реквизитом | |
Извещение | Дополнено назначение применения формы: "также при межведомственных расчетах" | |
Многографная карточка | Дополнен порядок ведения: при открытии карточки отражается входящий остаток (в графе 13), при закрытии - исходящий |
Изменены наименования некоторых документов и регистров:
Документ (регистр) | |||
Код | Новое наименование формы | Старое наименование формы | |
Книга учета выданных раздатчикам денег | Книга учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия и стипендий | ||
Книга аналитического учета депонированных сумм | Книга аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия и стипендий | ||
Ведомость учета внутренних расчетов | Ведомость учета внутренних расчетов между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджета | ||
Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) | Карточка учета лимитов бюджетных обязательств | ||
Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) | Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, кредитам, займам (ссудам) | ||
Журнал регистрации бюджетных обязательств | Журнал регистрации обязательств |
5. Изменения форм документов
Проектом изменений также предусмотрено изменение в ряде форм документов (регистров).
Остановимся на некоторых из них.
Реквизит | Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) | |
Новая редакция | Старая редакция | |
Блок "Отметка о выбытии списанных материалов и оприходовании полученных от выбытия материальных запасов" | Есть В данном блоке следует указать "способ утилизации", а также указать ссылку на документ, которым было оформлено оприходование от материалов от выбытия | Нет |
Реквизит | Инвентарная карточка учета основных средств (ф. 0504031) | |
Новая редакция | Старая редакция | |
Номер амортизационной группы | В табличной части регистра Данное изменение позволяет изменить при необходимости амортизационную группу объекта основных средств (например, при исправлении ошибки) | В "шапке" документа |
Срок полезного использования | ||
Реестровый номер имущества | В "шапке" документа | - |
Аналогичные изменения внесены и в Инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. 0504032).
Кроме того, предусмотрены Проектом изменений новые редакции форм следующих документов по учету труда и заработной платы и дополнены методические указания по их заполнению:
Код | Наименование формы документа |
Расчетно-платежная ведомость | |
Платежная ведомость | |
Карточка-справка | |
Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы | |
Записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и в других случаях |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Соответственно: Инструкция N 162н, Инструкция N 174н, Инструкция N 183н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал, рассматривающий актуальные вопросы ведения учёта в организациях государственного сектора управления, подготовлен экспертами Службы правовой и налоговой поддержки компании ГАРАНТ.