Сотрудник при увольнении забрал с собой оборудование, которое было приобретено на средства гранта Президента РФ. При инвентаризации была выявлена недостача. Виновник известен. Возвращать оборудование и возмещать убытки он не согласен. Идет расследование. Решения суда еще пока нет. Оборудование является особо ценным имуществом, и без разрешения учредителя его списать нельзя.
Как правильно оформить результаты инвентаризации и отразить в бухгалтерском учете и в годовом отчете недостачу?
Когда можно будет списать это оборудование? Должно ли на конец отчетного периода оно оставаться на балансе?
Согласно требованиям п. 51 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в том числе по основанию их выбытия помимо воли учреждения - хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов.
При этом согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
- реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Данный порядок полностью согласуется с требованиями иных нормативных актов.
Так, по общему правилу в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе распоряжаться только после получения согласия собственника:
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения определяется соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 12 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Приведенные выше нормы Закона N 7-ФЗ нашли отражение в Положении об особенностях списания федерального имущества, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834), которое определяет особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.
Так, п. 4 Положения N 834 предусмотрено, что решение о списании особо ценного движимого имущества может приниматься организацией только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.
Таким образом, до получения согласования на списание имущества от уполномоченного органа, его выбытие в бухгалтерском учете отражено быть не может, иными словами, оно будет продолжать числиться в учете в составе основных средств (в том числе и на отчетную дату). Иной подход к отражению в учете выбытия нефинансовых активов, отнесенных к категории особо ценного, может быть квалифицирован в качестве нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета.
В заключение обращаем Ваше внимание на то, что с момента выявления факта хищения имущества учреждения и до получения согласия на списание от уполномоченного органа учет похищенного основного средства желательно организовать на отдельном аналитическом счете счета 101 00 "Основные средства" (в соответствии с порядком закрепленным учетной политикой учреждения). Такой порядок организации бухгалтерского учета в наибольшей степени будет соответствовать требованиям Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по формированию в учете полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
17 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.