При суммарном нахождении иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу или патент, на территории РФ 90 суток из 180 как регистрировать детей, которые посещают школы или учатся в колледжах, где нет общежития?
Возможно ли легальное нахождение детей на территории РФ по истечении срока временного пребывания (90 суток)?
1. Как следует из содержания вопроса, речь идет об иностранных гражданах, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не являющихся высококвалифицированными специалистами (далее также - временно пребывающие в РФ иностранные граждане).
Срок пребывания в России таких иностранных граждан определяется по правилам абз. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 389-ФЗ*(1): срок их временного пребывания не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, когда законом установлены иные сроки временного пребывания, а также в случае, когда такой срок продлен. По истечении срока временного пребывания иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации. Исключения перечислены исчерпывающим образом в п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ.
Отметим, что ни Закон N 115-ФЗ, ни подзаконные акты не предусматривают какие-либо особенности правового статуса иностранных граждан в зависимости от их возраста. Несовершеннолетние члены семей иностранных граждан, не относящихся к особым категориям иностранцев (высококвалифицированных специалистов и т.п.), подчиняются режиму, установленному законом в отношении "обычных" иностранных граждан, в том числе порядку пребывания таких лиц на территории РФ.
При этом обучение их в школе или колледже не является основанием для продления срока их временного пребывания на территории РФ: пункт 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ связывает продление этого срока с ходатайством образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию; однако школы не реализуют такие программы, а колледж (учреждение среднего профессионального образования), учитывая нормы ст. 17 Закона N 115-ФЗ, уполномочен на подачу названного ходатайства только в случае, если иностранный гражданин въехал в РФ именно в целях обучения.
Согласно п.п. 2, 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ срок временного пребывания может быть продлен при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.
Однако Закон N 115-ФЗ не предусматривает возможность продления срока временного пребывания в РФ детей иностранного работника в связи с продлением соответствующего срока их родителю в установленном п. 5 ст. 5 Закона N 115-ФЗ порядке.
Поэтому мы полагаем, что несовершеннолетние пребывающие в РФ иностранные граждане обязаны выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания c соблюдением положения абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ независимо от продления срока временного пребывания их родителей в связи с получением ими разрешения на работу или патента.
Исключения из данного правила могут быть предусмотрены международными договорами Российской Федерации. Так, к примеру, Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (далее - Соглашение), подписанным правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 19.11.2010 в г. Санкт-Петербурге, установлено, что срок временного пребывания членов семьи трудящегося-мигранта в РФ определяется сроком его трудового договора с работодателем (ч. 2 ст. 5 Соглашения).
2. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания. Исключения перечислены в п. 2 ч. 2 ст. 20, а также ч. 6 ст. 20 данного закона.
Согласно ст. 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в государственной информационной системе миграционного учета. Иностранные граждане подлежат постановке на такой учет по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).*(2) Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона N 109-ФЗ.*(3) Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила), а также Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденном приказом ФМС России от 29.08.2013 N 364 (далее - Административный регламент).
При этом ни Закон N 109-ФЗ, ни Правила и Административный регламент не устанавливают каких-либо особенностей миграционного учета несовершеннолетних членов семей иностранных граждан, не относящихся к особым категориям иностранцев. Постановка их, как и иных временно пребывающих в РФ иностранных граждан, на учет по месту пребывания осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок, установленный Законом N 115-ФЗ (п. 32 Правил). Иными словами, учет данных лиц по месту пребывания производится не более чем на девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, когда законом установлены иные сроки временного пребывания, а также в случае, когда такой срок продлен.
К сожалению, каких-либо материалов правоприменительной, в том числе судебной, практики по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось. Обращаем Ваше внимание на то, что приведенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией правоприменительных органов власти при рассмотрении конкретных дел. В связи с отсутствием официальных разъяснений по вопросу рекомендуем обратиться с запросом в Федеральную миграционную службу (ФМС России), уполномоченную на разъяснение физическим и юридическим лицам государственной политики в сфере миграционного законодательства (п. 7.21 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711).
К сведению:
За нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации статьей 18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В этой связи смотрите постановление Богородицкого районного суда Тульской области от 25.11.2013 по делу N 5-145/2013, решение Пензенского областного суда от 03.12.2013 по делу N 12-141/2013, решение Курского областного суда от 18.12.2013 по делу N 12-141/2013, постановление Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 04.12.2013 по делу N 5-179/2013, с которыми можно ознакомиться на сайте http://sudact.ru/.
Однако указанная норма КоАП РФ не может быть применена к несовершеннолетним иностранным гражданам, не достигшим к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
22 января 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 389-ФЗ предусмотренные им изменения вступают в силу с 1 января 2014 года. На этом основании правоприменительные органы указывают, что действие названного закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию Российской Федерации после 1 января 2014 года. В этой связи смотрите разъяснения Управления Федеральной миграционной службы по Кемеровской области на официальном сайте ведомства по адресу: http://www.ufmsko.ru/view.php?id=11209&pr=pr.
*(2) В качестве исключения Соглашением предусмотрено, что трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства (ч. 1 ст. 5 Соглашения).
*(3) Относительно статуса образовательного учреждения как принимающей стороны, обязанной направить в миграционные органы уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, смотрите материал - Вопрос: В образовательное учреждение на обучение в аспирантуру на договорной основе поступает иностранный гражданин (из Китая). Образовательное учреждение общежития не имеет. Можно ли считать при таких обстоятельствах образовательное учреждение принимающей стороной, а его адрес - местом пребывания иностранного студента? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2013 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.