Аттестация педагогических работников
Каждые пять лет педагогические работники должны подтверждать свой уровень образования, а именно проходить аттестацию. Кроме этого, аттестация проводится с целью присвоения педагогам квалификационных категорий. Порядок аттестации для педагогических работников государственных и муниципальных учреждений начал действовать практически три года назад, но вопросы у наших читателей все же возникают. В статье напомним, в каком порядке должна проходить аттестация, кем она проводится и как оформляются ее результаты.
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Основные положения об аттестации педагогических работников установлены в ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Еще до вступления в силу Закона N 273-ФЗ Минобрнауки были приняты следующие документы, регламентирующие порядок проведения аттестации педагогических работников:
- Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее - Порядок);
- Письмо Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее - Разъяснения).
Указанный порядок распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы образования:
- дошкольного;
- начального общего;
- основного общего;
- среднего (полного) общего;
- начального профессионального;
- среднего профессионального;
- дополнительные образовательные программы.
Задачами проведения аттестации согласно Порядку являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников в системе высшего и дополнительного профессионального образования, проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 N 284.
К сведению. Негосударственные образовательные учреждения, а также другие учреждения и организации, в которых имеются должности педагогических работников, могут самостоятельно устанавливать порядок проведения аттестации, учитывая порядок аттестации для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. При этом другой работодатель вправе не учитывать результаты такой аттестации.
Аттестация педагогических работников проводится в целях:
- подтверждения соответствия занимаемой должности;
- установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).
Отметим, что проведение аттестации согласно Порядку не проводится в отношении руководителей образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделений. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций (ст. 51 Закона N 273-ФЗ). Так, на сегодня Приказом Минэнерго РФ от 02.09.2013 N 525 утвержден Порядок аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей подведомственных Минэнерго федеральных государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.
Подтверждение соответствия занимаемой должности
Порядок аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности установлен разд. 3 Порядка. Аттестация является обязательной и проводится один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
При этом аттестации не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
До начала аттестации работодатель определяет список работников, подлежащих аттестации и готовит представление в аттестационную комиссию. Комиссия для проведения такой аттестации (для подтверждения соответствия занимаемой должности) формируется самой организацией, то есть приказом работодателя. При этом в ее состав должны входить председатель, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии, а также обязательно должен входить представитель выборного органа первичной профсоюзной организации учреждения, в котором работает данный работник или иной уполномоченный представитель первичной профсоюзной организации учреждения.
Представление работодателя должно содержать мотивированную и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, а также сведения о результатах предыдущих аттестаций.
К сведению. Квалификационные характеристики по должностям педагогических работников определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, согласно которым одним из основных требований является наличие у большинства педагогов среднего (или высшего) профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика".
Работодатель должен ознакомить с представлением работника под подпись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением работник имеет право представить в аттестационную комиссию свои сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
Также за месяц до начала аттестации работнику должна быть письменно представлена информация о дате, месте и времени проведения аттестации. Такая информация может быть отражена в приказе, с которым необходимо ознакомить работников под подпись.
В ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности. Содержание и виды таких испытаний определяет аттестационная комиссия.
Получение квалификационных категорий
В отличие от аттестации, проводимой для подтверждения соответствия занимаемой должности, аттестация в целях получения квалификационной категории не является обязательной и осуществляется по желанию работника на основании его письменного заявления.
Комиссии для установления категории формируются федеральными органами исполнительной власти, если учреждение находится в их ведении, и уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ, если учреждение находится в ведении субъекта РФ.
Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, работники могут не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории. Заявление должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи. Категория действительна в течение пяти лет.
Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
Порядком установлены требования, предъявляемые к работникам определенной категории. Так, первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания и имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
Основным требованием к получению высшей квалификационной категории является наличие первой квалификационной категории. Кроме этого, данные работники должны владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности; иметь стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активного распространения собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока ее действия.
Обратите внимание! Работодатель не может отказать работнику в проведении аттестации для установления ему высшей категории, если срок первой квалификационной категории закончился после подачи работником заявления. Однако работникам следует учитывать месячный срок рассмотрения заявления и двухмесячный срок аттестации и подавать заявление как можно раньше, как минимум за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификации (см. Разъяснения).
А может ли работник, имеющий первую категорию по одной преподавательской должности, получить высшую категорию по другой занимаемой им преподавательской должности?
В Разъяснениях по этому поводу сказано следующее: было бы нецелесообразно работникам, имеющим первую квалификационную категорию, которые по каким-либо причинам работают в должностях с другими наименованиями, по которым совпадают профили преподаваемых предметов (курсов, дисциплин), профили деятельности, отказывать в возможности по этим новым должностям через два года после установления первой категории по предыдущей должности в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию. Тем более, что решение о соответствии работника требованиям к высшей категории будет устанавливать аттестационная комиссия после осуществления всестороннего анализа результатов их профессиональной деятельности по новой должности.
Результаты аттестации
Решение комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов. При равном количестве голосов считается, что работник прошел аттестацию.
Решение комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
Примечание. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 ее членов.
В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
По результатам аттестации на соответствие занимаемой должности принимается одно из решений: работник соответствует занимаемой должности (указывается должность) или не соответствует занимаемой должности.
При получении квалификационных категорий принимается одно из следующих решений:
- уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
- уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
При принятии решения о несоответствии уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая категория до завершения срока ее действия.
Решение комиссии о результатах аттестации утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.
Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под подпись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом. Результаты аттестации работник может обжаловать, в том числе увольнение по ее итогам, в комиссии по трудовым спорам либо в судебном порядке (в соответствии со ст. 386, 392 ТК РФ).
Результаты той и другой аттестаций вносятся в личную карточку работника (форма Т-2 утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", разд. IV "Аттестация").
Приведем пример заполнения:
Дата аттестации | Решение комиссии | Документ (протокол) | Основание | |
номер | дата | |||
15.10.2013 | Соответствует занимаемой должности учителя | 4 | 15.10.2013 | Решение а/к от 15.10.2013, Приказ (Распоряжение) от 02.11.2013 N 28 |
Результаты аттестации для соответствия уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к первой или высшей категории, заносятся еще и в трудовую книжку. В этом случае в трудовой книжке в графе 1 раздела "Сведения о работе" ставится порядковый номер записи, в графе 2 указывается дата принятия решения аттестационной комиссии, в графе 3 делается запись: установлена высшая квалификационная категория по должности "учитель", без указания преподаваемого предмета, в графу 4 вносятся дата и номер распорядительного акта органа исполнительной власти, приказа образовательного учреждения, на основании которого сделана запись.
Если по результатам аттестации работник был признан несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ст. 81 ТК РФ).
Л. Куревина,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"