В каком порядке учитывается плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте?
Анализ положений ст. 494, 506 ГК РФ позволяет сделать вывод, что плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, подобные затраты не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.
В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.
В этих случаях вознаграждение может учитываться в составе рекламных расходов и включаться в расчет облагаемой базы в соответствии с нормативом 1% выручки от реализации (позиция 1, ее придерживается Минфин). В то же время есть примеры в арбитражной практике, когда судьи считают, что вознаграждение учитывается в полном объеме в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (позиция 2).
Позиция 1. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если организация-заказчик создает условия для привлечения дополнительного внимания покупателей к своей продукции на торговых точках, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.
В этом случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ (Письмо от 13.12.2011 N 03-03-06/1/818), то есть по нормативу не более 1% от выручки.
Судебная практика. О квалификации расходов на выкладку товаров как рекламных и, соответственно, об их нормировании высказался и ФАС МО в Постановлении от 19.07.2013 N А40-53178/12-107-291. При этом такой вывод следовал из документов, представленных налогоплательщиком: в договорах поставки стороны сами квалифицировали спорные услуги исключительно как рекламные; в актах об оказании услуг указано, что для поставщика проведена рекламная промоакция, связанная с открытием торгового центра.
Арбитры отметили, что перечисленные виды услуг, которые фактически оказали покупатели, могут относиться только к рекламным услугам. В связи с тем, что стоимость этих услуг превысила установленный норматив (организация вправе была включить в расходы сумму, составляющую лишь 1% выручки от реализации продукции за соответствующий период), сумма превышения неправомерно включена в расходы.
Позиция 2. Выкладка товара представляет собой определенное расположение самого товара в местах его продаж и не содержит дополнительных сведений и информации. Целью выкладки являлось привлечение внимания покупателей к товару, стимулирование к покупке определенной продукции путем грамотного расположения товара. Таким образом, отождествление выкладки товара с его рекламой противоречит целям и сущности рекламной деятельности. Расходы на оплату услуг по выкладке товара в дополнительных местах продажи обоснованны, их учет в качестве расходов на рекламу недопустим (Постановление ФАС СКО от 29.03.2013 N А32-5215/2012).
Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 18.02.2013 N А40-83540/12-116-180.
А.А. Преображенская,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
15 января 2014 г.
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 2, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"