Правовая охрана сортов растений в Европейском Союзе
В статье начальника Отдела права Евразийского патентного ведомства, доктора юридических наук В.И. Еременко рассмотрены основные положения Регламента Совета ЕС от 27 июля 1994 г. N 2100/94 о правах на сорта растений Сообщества и других правовых актов по применению Регламента, в частности, Регламента Комиссии ЕС от 17 сентября 2009 г. N 874/2009.
Прогресс сельскохозяйственного производства в различных частях мира, в том числе в государствах - членах Европейского Союза (ЕС), основан главным образом на улучшении сортов растений.
Основным документом в сфере единой системы сортов растений ЕС является Регламент Совета ЕС от 27 июля 1994 г. N 2100/94 о правах на сорта растений Сообщества (далее - Регламент Совета ЕС)*(1). Следует отметить, что в отдельных публикациях*(2) в названии данного Регламента Совета ЕС не вполне корректно указываются "новые" сорта растений, по-видимому, по аналогии с названием Международной конвенции по охране новых сортов растений от 2 декабря 1961 г., пересмотренной в Женеве 10 ноября 1972 г., 23 октября 1978 г. и 19 марта 1991 г. (далее - Конвенция УПОВ). Кроме того, правовое обеспечение единой системы сортов растений ЕС составляют, в частности, следующие нормативные правовые акты: Регламент Комиссии ЕС от 17 сентября 2009 г. N 874/2009, устанавливающий правила по применению Регламента Совета ЕС N 2100/94 относительно процедур в Ведомстве Сообщества по сортам растений (далее - Регламент Комиссии ЕС)*(3); Регламент Комиссии ЕС от 31 мая 1995 г. N 1238/95, устанавливающий правила по применению Регламента ЕС N 2100/94 относительно пошлин, уплачиваемых Ведомству Сообщества по сортам растений (далее - Регламент Комиссии ЕС N 1238/95)*(4); Регламент Комиссии ЕС от 24 июля 1995 г. N 1768/95, устанавливающий правила по применению исключений из прав, предусмотренных статьей 14(3) Регламента Совета ЕС N 2100/94 о правах на сорта растений Сообщества (далее - Регламент Комиссии ЕС N 1768/95)*(5).
I
Регламент Совета ЕС состоит из преамбулы, восьми частей, большинство из которых разделены на главы, включающих 118 статей.
Важно отметить: единая система сортов растений в рамках Европейского Союза функционирует параллельно с национальными системами правовой охраны сортов растений государств - членов ЕС.
Прежде чем перейти к анализу основных положений Регламента ЕС, представляется целесообразным внести ясность в терминологию, используемую в указанном Регламенте. Дело в том, что в отдельных публикациях при освещении вопросов правовой охраны сортов растений в Европейском Союзе наряду с термином "сорт растений" встречается термин "селекционное достижение", что, на мой взгляд, может внести путаницу, поскольку, например, в Гражданском кодексе РФ в понятие "селекционные достижения" включены как сорта растений, так и породы животных. Следует полагать, такое смешение связано со следующим обстоятельством: в английском варианте Регламента Совета ЕС речь идет о сортах растений (plant varieties), в то время как во французском тексте указанного Регламента используется термин "obtentions vegetales", который переведен на русский язык как селекционные достижения. Представляется целесообразным использовать единую терминологию (сорт растения ЕС или сорта растений ЕС), учитывая также, что в России 18 декабря 1997 г. было принято постановление Правительства РФ N 1577 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений", а не Международную конвенцию по охране селекционных достижений, если ориентироваться на текст на французском языке указанной Конвенции.
В части первой Регламента Совета ЕС (ст. 1-4) закреплены общие положения. В соответствии со статьей 1 система прав на сорта растений ЕС учреждена как единственная и исключительная форма прав на промышленную собственность в ЕС в отношении сортов растений.
Согласно статье 2 права на сорта растений ЕС должны обладать единообразным действием на территории всего Сообщества и не могут быть предоставлены, переданы или прекращены в пределах указанной территории иным способом, нежели на унифицированной основе.
Как указано в статье 3, настоящий Регламент не должен нарушать права государств - членов ЕС на предоставление национальных охранных документов на сорта растений. Вместе с тем согласно статье 92 Регламента Совета ЕС (запрещение кумулятивной охраны) любой сорт растения, который является объектом права на сорт растения ЕС, не должен быть объектом национального права на сорт растения или патента на этот сорт растения. При этом любые права, предоставленные в нарушение упомянутого выше положения, должны признаваться недействительными. Если до предоставления права на сорт растения ЕС правообладатель получил документ на тот же сорт растения, он не может воспользоваться правами, вытекающими их этого охранного документа, до тех пор пока поддерживается в силе право на сорт растения ЕС.
Как следует из вышеизложенного, кроме запрета кумуляции, т.е. совмещения правовой охраны (национальной и региональной), в случае коллизии прав приоритет предоставляется региональной системе правовой охраны сортов растений.
В соответствии со статьей 4 для целей применения настоящего Регламента учреждено Ведомство ЕС по сортам растений, которое приступило к своей официальной деятельности с 27 апреля 1995 г. С августа 1997 г. местонахождение указанного Ведомства определено в г. Анжере (Франция).
Ведомство ЕС по сортам растений (далее также Ведомство) является органом Союза, работающим на основе самофинансирования. Оно имеет статус юридического лица. В каждом государстве - члене Союза Ведомство пользуется наиболее широким правовым статусом, предоставляемым юридическим лицам в соответствии с их национальными законодательствами. Оно может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество и быть стороной в судебных разбирательствах. К Ведомству применяется Протокол о привилегиях и иммунитетах Союза.
Ведомством управляет президент, ему помогают один или несколько вице-президентов. Президент назначается на срок не более пяти лет Советом ЕС из подготовленного Комиссией ЕС списка после получения заключения Административного совета. Назначение президента может возобновляться. Полномочия по освобождению от должности президента принадлежат Совету ЕС, действующему по предложению Комиссии ЕС после получения заключения Административного совета.
Административный совет создан при Ведомстве. В его состав входят по одному представителю от каждого государства - члена Союза и один представитель Комиссии ЕС, а также их заместители. Административный совет выбирает председателя и заместителя председателя из своих членов. По общему правилу срок их полномочий составляет три года, который может возобновляться.
Часть вторая Регламента Совета ЕС (ст. 5-29) посвящена материальным нормам права на сорта растений ЕС.
В соответствии со статьей 5 объектами права на сорта растений ЕС могут являться растения всех ботанических родов и видов, включая среди прочего их гибриды.
Для целей настоящего Регламента "сорт" (variety) растения означает группу растений в рамках низшего из известных ботанических таксонов, которая, независимо от того, удовлетворяет ли она полностью условиям для предоставления права на сорт растения:
- может быть определена степенью проявления признаков, являющейся результатом реализации данного типа или комбинации генотипов;
- может отличаться от любой другой группы растений степенью выраженности, по крайней мере, одного из этих признаков;
- может рассматриваться как единое целое с точки зрения ее пригодности для воспроизведения в неизменном виде целых растений сорта.
Указанное выше определение сорта растений в принципе соответствует аналогичному определению, предусмотренному в статье 1(vi) Конвенции УПОВ.
Группа растений состоит из целых растений или их частей постольку, поскольку такие части способны на воспроизводство целых растений, именуемых в дальнейшем "составными частями сорта" (variety constituents) растения. Проявление признаков, о которых упоминалось выше, может быть либо неизменным, либо изменяемым между однородными составными частями сорта при условии, что степень изменчивости также обусловлена генотипом или комбинацией генотипов.
Условия охраноспособности сортов растений перечислены в статье 6, а их содержание раскрыто в статьях 7-10 Регламента Совета ЕС.
Права на сорта растений ЕС предоставляются в отношении сортов, которые являются отличимыми; однородными; стабильными и новыми. Кроме того, сорта растений должны быть обозначены наименованием в соответствии с положениями статьи 63 Регламента Совета ЕС.
Сорт растения считается отличимым, если он явно отличается посредством ссылки на проявление признаков, обусловленных определенным генотипом или комбинацией генотипов, от любого другого сорта, существование которого на дату подачи заявки является общеизвестным в соответствии со статьей 51. Существование другого сорта растения признается, в частности, общеизвестным, если на дату подачи заявки:
- он был объектом права на сорт растения или внесен в реестр сортов растений ЕС в какой-либо межправительственной организации, обладающей соответствующей компетенцией;
- было подано заявление на предоставление права на сорт растения в его отношении или для его внесения в такой официальный реестр при условии, что заявление привело к предоставлению права или его внесению в официальный реестр.
Сорт растения должен рассматриваться в качестве однородного, если при условии изменений, которые могут иметь место в связи с определенными особенностями его размножения, оно достаточно однородно в выражении этих признаков, включенных в проведение экспертизы на отличимость, равно как и другие признаки, используемые для описания сорта растения.
Сорт растения считается стабильным, если выражение признаков, включенных в проведение экспертизы на отличимость, равно как и другие признаки, используемые для описания сорта растения, остается неизменным после неоднократного размножения или (в случае особого цикла размножения) в конце каждого такого цикла.
На основании пункта 1 ст. 10 сорт растения считается новым, если на дату подачи заявки в соответствии со статьей 51 составные части сорта растения или растительный материал этого сорта не продавались или не передавались иным образом третьим лицам селекционером или с его согласия для использования сорта:
- ранее чем за один год до упомянутой выше даты на территории ЕС;
- ранее чем за четыре года или (в случае деревьев или винограда) ранее чем за шесть лет до упомянутой выше даты - за пределами территории ЕС.
Вместе с тем согласно пункту 2 данной статьи передача частей растения сорта официальному органу для предписанных законом целей или третьим лицам на основе договора либо других правовых отношений исключительно для производства, воспроизводства, размножения, упаковки, хранения не должны рассматриваться как передача третьим лицам по смыслу пункта 1 данной статьи при условии, что селекционер сохраняет за собой исключительное право передачи указанных составных частей и какая-либо дальнейшая передача не осуществляется. Однако из упомянутого выше исключения имеется свое исключение: такая передача составных частей должна рассматриваться в качестве передачи по смыслу пункта 1, если они неоднократно используются при получении гибридного сорта растения, а также если имеет место передача составных частей гибридного сорта или растительного материала гибридного сорта.
Равным образом передача составных частей одной компанией или фирмой, определяемой согласно Договору об учреждении ЕС, другой такой компании или фирме не должна рассматриваться в качестве передачи третьим лицам, если одна из них полностью принадлежит другой или если обе они полностью принадлежат третьей такой компании или фирме, при условии, что не осуществляется никакая дальнейшая передача.
В пункте 3 данной статьи указано: передача составных частей или растительного материала сорта, выращенных для целей, указанных в подпунктах "b" и "с" ст. 15 (действия, совершенные в экспериментальных целях; действия, совершенные с целью выведения растений или создания и выявления других сортов растений), которые не используются для дальнейшего воспроизводства или размножения, не должны рассматриваться в качестве использования сорта растения, если только не сделана ссылка на сорт растения для целей такой передачи.
Кроме того, не должна приниматься во внимание любая передача третьим лицам, если селекционер экспонировал сорт растения на официальной или официально признанной выставке (по смыслу Международной конвенции по выставкам) или на выставке в государстве - члене ЕС, которая была официально признана равнозначной этим государством-членом.
II
В статье 11 Регламента Совета ЕС определена принадлежность права на сорта растений ЕС. Так, лицо, которое вывело либо создало и выявило сорт растения или его правопреемник, оба именуемые в дальнейшем "селекционер", имеют право на сорт растения ЕС.
Если два или более лиц совместно вывели либо создали и выявили сорт растения, это право должно быть предоставлено им совместно или их соответствующим правопреемникам. Причем данное положение должно также применяться к двум или более лицам в случаях, когда один или несколько из них создали сорт растения, а другой или другие его вывели. Кроме того, это право должно предоставляться совместно селекционеру и любому другому лицу или лицам, если селекционер и другое лицо (лица) достигли соглашения относительно совместного обладания правом посредством письменного заявления.
Если селекционер является наемным работником, предоставление права на сорт растения ЕС должно определяться в соответствии с национальным правом, применимым к трудовым отношениям, в условиях которых сорт растения был выведен либо создан и выявлен.
Если право на сорт растения предоставляется совместно двум или нескольким лицам, один или несколько из них могут посредством письменного заявления уполномочить других лиц испрашивать указанное право.
В статье 13 Регламента Совета ЕС определен объем права селекционера, который в данной статье обозначен как правообладатель (holder, titulaire), на сорта растений ЕС. В пункте 2 данной статьи закреплен исчерпывающий перечень действий с учетом предусмотренных исключений. Относительно составных частей или растительного материала охраняемого сорта без разрешения правообладателя запрещено:
- производство или воспроизводство (размножение);
- доведение до кондиции для целей размножения;
- предложение к продаже;
- продажа или введение в иной коммерческий оборот;
- вывоз из ЕС;
- ввоз в ЕС;
- хранение для целей, перечисленных в упомянутых выше подпунктах.
Как указано в пункте 3, положения пункта 2 данной статьи применяется к растительному материалу только тогда, когда такой материал получен путем неразрешенного использования составных частей охраняемого сорта, если только у правообладателя не было достаточной возможности воспользоваться своим правом в отношении упомянутых составных частей сорта растения.
Согласно пункту 4 данной статьи в нормативных правовых актах по применению Регламента Совета ЕС может быть предусмотрено, что в особых случаях положения пункта 2 должны также применяться в отношении продуктов, полученных непосредственно из материала охраняемого сорта растения. Они могут применяться только тогда, когда данные продукты получены посредством неразрешенного использования материала охраняемого сорта растения, если только у правообладателя не было достаточной возможности воспользоваться своим правом в отношении указанного материала. Причем продукты, полученные непосредственно, тоже рассматриваются в качестве материала.
Кроме того, как указано в пункте 5, положения пунктов 1-4 данной статьи применяются к:
- сортам растений, производным по существу от сорта, в отношении которого было предоставлено право на сорт растения ЕС, если этот сорт сам не является по существу производным;
- сортам, которые не являются отличимыми в соответствии с положениями статьи 7 от охраняемого сорта;
- сортам, получение которых требует многократного использования охраняемого сорта.
В пункте 6 указано: для целей применения пункта 5 (а) данной статьи сорт признается производным по существу от другого сорта, именуемого далее "исходный сорт", если он:
- преимущественно получен от исходного или другого сорта, который сам преимущественно получен от исходного;
- является отличимым в соответствии с положениями статьи 7 от исходного сорта;
- соответствует исходному сорту по степени проявления основных признаков, являющихся результатом реализации генотипа или комбинации генотипов исходного сорта, за исключением отличий, являющихся следствием происхождения.
Согласно пункту 8 данной статьи осуществление правомочий, предоставленных обладателю права на сорт растения ЕС, не может нарушать какие-либо положения, принятые на основании общественной морали, государственной политики или общественной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных или растений, охраны окружающей среды, охраны промышленной собственности или защиты конкуренции, торговли или сельскохозяйственной продукции.
Статья 13 Регламента Совета ЕС в своих основных положениях повторяет положения статьи 14 Конвенции УПОВ.
Как и в области промышленной собственности, предоставляемые права на сорта растений ЕС имеет ряд изъятий, предусматривающих соответствующие пределы монополии правообладателя-селекционера.
Одно из таких изъятий - исключение из права на сорт растения ЕС, установленное в статье 14, которое в литературе принято называть фермерской оговоркой или фермерской привилегией. Так, с целью защиты сельскохозяйственной продукции фермерам разрешено использовать для разведения в поле на их собственном участке земли продукцию, полученную от урожая, который они получили путем посадки на их собственном участке земли семенного материала сорта растения, не являющегося гибридным или синтетическим сортом, охраняемого правом на сорт растения ЕС.
Однако упомянутая выше норма применяется только к следующим сельскохозяйственным видам растений:
- кормовым (девять разновидностей);
- зерновым (девять разновидностей);
- картофелю (одна разновидность);
- масличным и волокнистым (три разновидности).
Условия применения упомянутых выше норм закреплены в положениях по имплементации, предусмотренных в статье 114 Регламента Совета ЕС, на основе следующих критериев:
- не должно быть количественных ограничений применительно к земельному участку фермера в пределах, необходимых для требований к земельному участку;
- продукция урожая может быть произведена для высаживания либо самим фермером, либо посредством предоставляемых ему услуг с учетом определенных ограничений, которые могут быть установлены государствами - членами ЕС в отношении организации, осуществляющей обработку указанной продукции;
- малые фермерские хозяйства не должны уплачивать компенсацию обладателю права на сорт растения ЕС;
- другие фермеры должны уплачивать обладателю права на сорт растения ЕС соразмерную компенсацию, которая должна быть значительно ниже суммы, взимаемой за лицензионное производство семенного материала того же самого сорта в той же самой местности;
- отслеживание сорта положениям настоящей статьи или положениям, принятым в соответствии с настоящей статьей, должно быть исключительно предметом ответственности правообладателей;
- соответствующая информация должна быть предоставлена правообладателям по их требованию фермерам или поставщикам услуг. Информация может быть предоставлена официальными органами, вовлеченными в отслеживание сельскохозяйственной продукции, если она была получена посредством обычного выполнения их задач без дополнительных издержек и затрат. Причем эти положения должны применяться без ущерба (в отношении персональных данных) праву ЕС и национальным законодательствам о защите физических лиц касательно обработки и свободного сообщения персональных данных.
Как указывалось ранее, в целях реализации исключения из прав, предусмотренных пунктом 3 ст. 14 Регламента Совета ЕС, принят специальный Регламент Комиссии ЕС N 1768/95. В пункте 3 ст. 1 данного Регламента предписано: детали, касающиеся осуществления прав и исполнения обязательств в данной области, установлены в национальном законодательстве государства - члена ЕС, включая нормы его международного частного права, в котором имеет место использование сельскохозяйственной продукции фермером, подпадающее под указанное исключение.
Статья 15 Регламента Совета ЕС посвящена вопросам ограничения действия прав на сорта растений ЕС. В соответствии с данной статьей право на сорт растения ЕС не должно распространяться на:
- действия, совершаемые в частном порядке и в некоммерческих целях;
- действия, совершаемые в экспериментальных целях;
- действия, совершаемые с целью выведения или создания и выявления других сортов растений;
- действия, указанные в пунктах 2-4 ст. 13 в отношении этих других сортов растений, за исключением случаев, когда применяются положения пункта 5 данной статьи либо когда другой сорт или материал этого сорта подлежит охране как объект права собственности, не содержащего сопоставимых положений;
- действия, запрет которых противоречил бы положениям, установленным в пункте 8 ст. 13, статьях 14 или 29.
К изъятиям из сферы монополии селекционера-правообладателя традиционно относится исчерпание прав на сорта растений ЕС, предусмотренные статьей 16 Регламента Совета ЕС. Так, право на сорт растения ЕС не должно распространяться на действия, касающиеся любого материала охраняемого сорта или сорта растения, подпадающего под действия пункта 5 ст. 13, который был передан третьим лицам самим правообладателем или с его согласия в любой части ЕС, или любой материал, являющийся производным от указанного материала, если только такие действия не включают:
- дальнейшее размножение данного сорта растения, за исключением случаев, когда такое размножение было задумано при передаче материала;
- вывоз составных частей сорта растения в третью страну, не предоставляющую охрану сортам данного рода растений или видов, к которым принадлежит сорт растения, за исключением случаев, когда вывозимый материал предназначен для конечного потребления.
Как следует из вышеизложенного, в ЕС предусмотрен региональный принцип исчерпания прав на сорта растений.
Право на сорт растения ЕС может быть также ограничено в результате принудительного лицензирования, урегулированного в статье 29 Регламента Совета ЕС и статьях 37-43 Регламента Комиссии ЕС.
Принудительная лицензия может быть выдана одному или нескольким лицам по их заявлению, но только на основании общественного интереса и после консультаций с Административным советом, чьи полномочия изложены в статье 36 Регламента Совета ЕС. Важно отметить: предоставление принудительных лицензий на сорта растений ЕС - это исключительная прерогатива Ведомства ЕС по сортам растений, государства - члены ЕС лишены такого полномочия.
По заявлению государства - члена ЕС, Комиссии ЕС или организации, учрежденной на уровне ЕС и зарегистрированной Комиссией ЕС, принудительная лицензия может быть выдана либо отдельной категории лиц, удовлетворяющим определенным требованиям, либо какому-либо лицу в одном и или нескольких государствах-членах либо на всей территории ЕС. Такая лицензия может быть предоставлена только на основании общественного интереса и с одобрения Административного совета. Возможно также предоставление принудительной лицензии обладателю производного по существу сорта растения при соблюдении установленных требований (наличие общественного интереса, одобрение Административного совета) при условии уплаты соразмерного вознаграждения обладателю исходного сорта растения. Кроме того, принудительная неисключительная лицензия на использование охраняемого сорта растения может быть предоставлена в соответствии с пунктом 2 ст. 12 Директивы Европейского парламента и Совета ЕС от 6 июля 1998 г. N 98/44/ЕС о правовой защите биотехнологических изобретений (далее - Директива N 98/44/ЕС) обладателю патента на биотехнологическое изобретение при условии уплаты правообладателю соразмерного вознаграждения, если патентообладатель докажет, что:
- он безуспешно обращался к обладателю права на сорт растения с целью получения договорной лицензии;
- изобретение представляет собой значительный технический прогресс с большим экономическим значением, сопоставимым с охраняемым сортом растения.
Если согласно пункту 1 ст. 12 Директивы N 98/44/ЕС патентообладатель предоставил селекционеру принудительную неисключительную лицензию на использование своего биотехнологического изобретения, он имеет право на перекрестную неисключительную лицензию на использование сорта растения на разумных условиях.
При выдаче принудительной лицензии Ведомство ЕС по сортам растений определяет виды разрешенных действий и другие условия принудительной лицензии (в частности, срок действия лицензии, величину соразмерного вознаграждения).
По истечении каждого периода, равного одному году, после выдачи принудительной лицензии любая из сторон может требовать, чтобы решение о предоставлении принудительной лицензии было отменено или изменено в силу того, что обстоятельства, приведшие к принятию решения о предоставлении принудительной лицензии, претерпели определенные изменения.
III
В статье 12 Регламента ЕС установлены субъекты права на подачу заявки на предоставление права на сорт растения ЕС. Так, указанная заявка может быть подана любым физическим или юридическим лицом либо любой организацией, приравненной к юридическим лицам в соответствии с правом, применимым к этой организации. Заявка может быть подана двумя или более такими лицами.
Процедурные нормы, относящиеся к предоставлению права на сорт растений ЕС, изложены в части четвертой Регламента Совета ЕС (ст. 49-91).
В соответствии с положениями статьи 49 заявка на предоставление права на сорт растения ЕС должна быть подана:
- непосредственно в Ведомство ЕС по сортам растений;
- в один из филиалов или в одно из национальных агентств, учрежденных или уполномоченных согласно пункту 4 ст. 30, при условии, что заявитель направил информацию об этой подаче в Ведомство в течение двух недель после подачи.
Как указано в пункте 4 ст. 30, Ведомство с согласия Административного совета может уполномочивать национальные агентства исполнять особые административные функции Ведомства или учреждать свои собственные филиалы для этой цели в государствах - членах ЕС с их согласия. Если указанная заявка подана в одно из упомянутых выше агентств, оно должно предпринять все меры для того, чтобы направить эту заявку в Ведомство в течение двух недель после подачи. При этом национальные агентства могут взимать плату, размер которой не должен превышать размер административных расходов на получение и направление заявки.
Заявка на предоставление права на сорт растения ЕС согласно статье 50 должна содержать, как минимум, следующее:
- ходатайство о предоставлении права на сорт растения;
- информацию, идентифицирующую заявителя, или, если необходимо, совместных заявителей;
- имя селекционера и гарантию того, что никакое иное лицо, насколько это известно заявителю, не принимало участие в выведении либо в создании и выявлении сорта растения. Если заявитель не является селекционером или он не является единственным селекционером, он должен представить соответствующие документальные доказательства того, на каком основании он уполномочен на получение права на сорт растения ЕС;
- предварительное обозначение (designation) сорта растения;
- техническое описание сорта растения;
- географическое происхождение сорта растения;
- полномочия любого процессуального представителя;
- подробные сведения о любой предшествующей коммерциализации сорта растения;
- подробные сведения о любой другой заявке, поданной в отношении данного сорта растения.
Кроме того, заявка может сопровождаться наименованием (denomination) сорта растения, которое предлагает заявитель.
Дополнительные требования к составу заявочной документации изложены в статьях 16-19 Регламента Комиссии ЕС. Например, если заявка подается в Ведомство, она может быть представлена на бумажном носителе или в электронном виде. Если заявка подается в национальные агентства или в филиалы Ведомства, она представляется на бумажном носителе в двух экземплярах.
В соответствии со статьей 83 Регламента Совета ЕС Ведомство взимает пошлины за свои официальные действия, предусмотренные настоящим Регламентом, в том числе заявочную пошлину, покрывающую следующие юридически значимые действия: формальная экспертиза, экспертиза по существу, экспертиза наименования сорта растения, вынесение решения о выдаче или отказе в выдаче права на сорт растения, публикация информации. Более подробные положения об уплате пошлин, взимаемых Ведомством, изложены в Регламенте Комиссии ЕС N 1238/95.
Датой подачи заявки на предоставление права на сорт растения ЕС согласно статье 51 считается дата, на которую надлежаще оформленная заявка получена Ведомством либо его филиалом или национальным агентством, при условии уплаты предписанной пошлины в пределах срока, указанного Ведомством.
В статье 52 Регламента Совета ЕС урегулировано право приоритета, которое определяется в соответствии с датой получения заявки на предоставление права на сорт растения ЕС. Если заявки имеют одну и ту же дату подачи, их соответствующие приоритеты устанавливаются в зависимости от порядка их получения, если это возможно определить. В противном случае они должны иметь один и тот же приоритет.
Если заявитель или его правопредшественник уже истребовал правовую охрану на сорт растения в государстве - члене ЕС или члене Международного союза по охране новых сортов растений, и дата подачи заявки находится в пределах 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки, заявитель пользуется приоритетом более ранней заявки в отношении своей заявки на предоставление права на сорт растения ЕС при условии, что более ранняя заявка все еще существует на дату подачи данной заявки.
Статьи 53-60 Регламента Совета ЕС посвящены вопросам экспертизы заявок на предоставление права на сорта растений ЕС, которая подразделяется на формальную экспертизу, экспертизу по существу и техническую экспертизу. Первые два вида экспертизы проводятся Ведомством ЕС по сортам растений, а техническая экспертиза - компетентным ведомством или ведомствами, как минимум, в одном из государств - членов ЕС.
Формальная экспертиза заявки заключается в проверке Ведомством следующих обстоятельств:
- подана ли заявка в соответствии с положениями статьи 49 (непосредственно в Ведомство либо в филиалы или национальные агентства);
- соответствует ли заявка условиям, установленным в статье 50, и другим нормам по применению этой статьи (так называемые формальные требования к заявке);
- отвечает ли истребование приоритета положениям пунктов 2, 4 и 5 ст. 52, если это необходимо;
- были ли уплачены предписанные пошлины согласно статье 83 в течение срока, установленного Ведомством.
Ведомство должно дать заявителю возможность исправить любые недостатки формального характера, которые могут быть обнаружены на этом этапе экспертизы.
В ходе проведения экспертизы заявки по существу Ведомство проверяет:
- может ли сорт растения быть объектом права на сорт растения ЕС согласно статье 5;
- является ли сорт растения новым согласно статье 10;
- обладает ли заявитель правом подавать заявку согласно статье 12;
- соблюдены ли условия, установленные статьей 82 (обязательное процессуальное представительство лиц, которые не имеют места жительства, места нахождения или предприятия на территории ЕС);
- является ли подходящим предложенное наименование сорта растения согласно статье 63. Для этих целей Ведомство может воспользоваться услугами других органов.
Как следует из статьи 12 Регламента Совета ЕС, в Европейском Союзе принята заявительская система подачи заявок: первый заявитель считается наделенным правом на сорт растения ЕС. Однако это положение не должно применяться, если до вынесения решения по заявке Ведомство будет извещено или из окончательного судебного решения согласно пункту 4 ст. 98 станет ясно, что права на сорт растения не принадлежат первому заявителю или принадлежат не только ему. Если установлена личность наделенного правами лица, оно может вступать в качестве заявителя в производство по предоставлению права на сорт растения ЕС.
Если Ведомство не обнаружит никаких препятствий для предоставления права на сорт растения ЕС после проведения упомянутых выше экспертиз заявки (формальной и по существу), оно должно организовать проведение технической экспертизы сорта растения на отличимость, однородность и стабильность (или испытания на DNS). Данная Экспертиза должна проводиться компетентным органом или компетентными органами как минимум в одном из государств - членов ЕС наделенными такими полномочиями Административным советом (далее - Экспертное учреждение (учреждения). Экспертное учреждение проводит техническую экспертизу путем выращивания сорта растения или осуществления любых иных необходимых испытаний. Для этих целей Ведомство должно определить, в каком количестве и какого качества должны быть представлены в Экспертное учреждение семенной материал и контрольные образцы. Проведение указанных технических экспертиз должно соответствовать тестовым руководствам, изданным Административным советом, и любым инструкциям, принятым Ведомством ЕС по сортам растений.
Каждое Экспертное учреждение должно начинать техническую экспертизу, если Ведомство ЕС по сортам растений не предусмотрело иное, не позднее даты, на которую началась бы техническая экспертиза на основании заявки в отношении национального права на сорт растения, поданной в день, когда заявка, посланная Ведомством, была поручена Экспертным учреждением. После проведения технической экспертизы Экспертное учреждение направляет Ведомству отчет о проведении экспертизы и описание сорта растения.
Процессуальная обязанность Ведомства заключается в сообщении отчета о технической экспертизе и описании сорта растения заявителю, имеющему возможность представить свои замечания в отношении указанных документов. Если Ведомство считает, что отчет о технической экспертизе не создает достаточных оснований для вынесения соответствующего решения, оно может предусмотреть (по собственному заключению либо после консультаций с заявителем или по его ходатайству) проведение дополнительной технической экспертизы.
Проведение технических экспертиз Экспертными учреждениями оплачивается Ведомством ЕС по сортам растений, поэтому результаты технических экспертиз согласно пункту 4 ст. 57 Регламента Совета ЕС признаются объектами исключительных прав Ведомства и не могут без его одобрения использоваться Экспертными учреждениями.
Следует особо отметить: национальные ведомства многих государств основывают свои решения по заявкам на охрану сортов растений согласно результатам технических экспертиз, которые были осуществлены за счет Ведомства. В соответствии с годовым отчетом Ведомства ЕС по сортам растений за 2012 г.*(6) за период с 1998 г. по 2012 г. включительно Ведомство реализовало 4054 отчета о технической экспертизе в 51 стране в различных частях света.
В связи с проведением технических экспертиз сторонними организациями численность персонала Ведомства невелика: в 2012 г. - 45 сотрудников, из которых 11 - чиновники и 34 - временные служащие (президент, вице-президент, административный и финансовый отдел, технический отдел, юридический отдел, служба аудита качества, служба персонала, информационная служба).
В 2012 г. Ведомство получило 2868 заявок на предоставление права на сорт растения ЕС и выдало 2640 охранных документов. К концу 2012 г. действовали 20 362 охранных документов на сорта растений ЕС.
В соответствии со статьей 59 Регламента Совета ЕС любое лицо может подать в Ведомство письменное возражение против предоставления права на сорт растения ЕС. Лица, заявляющие возражения, должны быть стороной в процедуре предоставления права на сорт растения ЕС наравне с заявителем и иметь доступ к документам, включая результаты технической экспертизы и описание сорта растения. Возражения могут быть заявлены только по следующим основаниям:
- не соблюдены условия, установленные в статьях 7-11 (соответственно о новизне, отличимости, однородности, стабильности, а также о правомочности лица на подачу заявки);
- существует препятствие согласно положениям пунктов 3 или 4 ст. 63 относительно предложенного заявителем наименования сорта растения.
Возражения могут быть заявлены:
- в любое время после подачи заявки и до вынесения решения Ведомством относительно охраноспособности сорта, а также правомочности лица на подачу заявки;
- в течение трех месяцев после публикации предложенного заявителем наименования сорта растения в случае наличия препятствия для такого наименования.
В статье 61 Регламента Совета ЕС закреплены основания, по которым Ведомство должно отклонить заявку на предоставление права на сорт растения ЕС. Так, заявка отклоняется, если установлено, что заявитель:
- не исправил какие-либо недостатки по смыслу статьи 53 (формальная экспертиза заявки) несмотря на то, что ему была предоставлена такая возможность в пределах установленного срока;
- не подчинился правилам или требованиям в соответствии с пунктами 4 или 5 ст. 55 (техническая экспертиза) в рамках установленного Ведомством предельного срока;
- не предложил наименование сорта растения, которое является подходящим в соответствии с положениями статьи 63.
Кроме того, Ведомство также должно отклонить заявку, если оно:
- установит, что не соблюдены условия, определенные в статье 54 (экспертиза заявки по существу);
- придет к заключению на основе отчетов о проведении технических экспертиз, что не соблюдены условия, предусмотренные статьями 7-9 (отличимость, однородность, стабильность).
Если Ведомство полагает, что результаты экспертизы достаточны для вынесения решения по заявке и не существует препятствия согласно статьям 59 и 61, оно принимает решение о предоставлении права на сорт растения ЕС с приложением к указанному решению описания сорта растения (ст. 62 Регламента Совета ЕС).
Согласно статье 54 Регламента Комиссии ЕС Ведомство одновременно с вынесением решения выдает заявителю свидетельство (certificate) об охране сорта растения ЕС. Указанное свидетельство выдается на одном из официальных языков Европейского Союза по выбору заявителя. По ходатайству правообладателя Ведомство может выдать копию свидетельства, если установит, что оригинал свидетельства утерян или уничтожен.
Помимо упомянутых выше юридически значимых действий по предоставлению права на сорт растения ЕС Ведомство согласно статье 63 Регламента Совета ЕС должно одобрить предложенное заявителем наименование сорта растения, если сочтет, что указанное наименование является приемлемым.
Наименование сорта растения считается приемлемым, если не существуют ни одно из препятствий, перечисленных в пунктах 3 и 4 данной статьи. Так, препятствие для присвоения наименования сорту растения имеет место, если:
- его использование на территории ЕС затрагивает ранее приобретенные права третьих лиц;
- оно может в большинстве случаев вызвать трудности у его пользователей в отношении различения и воспроизведения;
- оно идентично или сходно с наименованием сорта растения, под которым другой сорт тех же самых или близкородственных видов внесен в официальный реестр сортов растений либо под которым материал другого сорта был выпущен в продажу в государстве - члене ЕС или в государстве - члене Международного союза по охране новых сортов растений, если только другой сорт больше не перестанет существовать и его наименование не приобретет особое значение;
- оно является идентичным или сходным до степени смешения с другими обозначениями, которые повсеместно используются для продажи товаров либо должны остаться свободными для использования в силу положений иного законодательства;
- оно может причинить вред нормам морали в каком-либо государстве - члене ЕС либо противоречит общественному порядку;
- оно может ввести в заблуждение или вызвать смешение в отношении характеристик, ценности или идентификации сорта растения либо личности селекционера или любой другой стороны процесса.
Кроме того, имеет место другое препятствие - если сорт растения уже был зарегистрирован (в одном из государств - членов ЕС, в одном из государств - членов Международного союза по охране новых сортов растений или в ином государстве, в отношении которого актом ЕС принято особое решение) в официальном реестре сортов растений, а его материал был выпущен в продажу в коммерческих целях, если предложенное наименование сорта растения отличается от того, что было зарегистрировано или использовано в этих государствах.
Указанное выше положение направлено на то, чтобы сорт растения предлагался во всех упомянутых государствах под одним и тем же наименованием, что соответствует статье 20 Конвенции УПОВ.
Для целей применения всех пунктов статьи 63, где предусмотрены различные препятствия для присвоения наименования сорту растения, Ведомством принято специальное Руководство относительно статьи 63 Регламента Совета ЕС от 27 июля 1997 г. N 2100/94*(7).
IV
В статье 19 Регламента Совета ЕС установлен срок действия права на сорт растения ЕС. Течение указанного срока продолжается до окончания 25-го календарного года или (в отношении сортов винограда и древесных культур) до окончания 30-го календарного года, следующего за годом предоставления права. Совет ЕС, принимая соответствующее решение квалифицированным большинством голосов по предложению Комиссии ЕС, может в отношении особых родов или видов предусмотреть продление этих сроков на последующие пять лет.
Правообладатель может по своей инициативе до истечения упомянутых выше сроков отказаться от своего права путем подачи письменного заявления в Ведомство ЕС по сортам растений.
В статьях 20 и 21 Регламента Совета ЕС урегулированы вопросы недействительности прав на сорта растений ЕС, а также прекращения действия этих прав.
Ведомство принимает решение о недействительности права на сорт растения ЕС, если будет установлено, что:
- не соблюдены условия, предусмотренные статьями 7 (отличимость) или 10 (новизна) на момент предоставления правовой охраны;
- при вынесении решения о предоставлении права на сорт растения ЕС, основанном по существу на информации и документах, представленных заявителем, не были соблюдены условия, установленные в статьях 8 (однородность) и 9 (стабильность);
- право было предоставлено лицу, не уполномоченному на его получение, если только оно не передано лицу, которое такими полномочиями обладает.
Как и в других правовых системах, если право на сорт растения признано недействительным, считается, что оно с самого начала не имеет действия, предусмотренного настоящим Регламентом.
Ведомство выносит решение о прекращении действия права на сорт растения ЕС на будущее, если установлено, что условия, предусмотренные в статьях 8 (однородность) и 9 (стабильность), более не соблюдаются. Вместе с тем, если будет установлено, что эти условия не соблюдались с более ранней даты, чем дата прекращения действия права, прекращение может быть признано имеющим силу с этой даты. Кроме того, действие права на сорт растения ЕС может быть прекращено на будущее, если правообладатель после его уведомления Ведомством в установленный срок:
- не выполнит обязанности, предписанные пунктом 3 ст. 64 (представление материала сорта растения и всей необходимой информации для оценки существования в неизменном виде сорта растения);
- в случае, указанном в статье 66 (изменение наименования сорта растения), не предложит другое подходящее наименование сорта растения;
- не уплачивает пошлину за поддержание в силе действия права на сорт растения;
- не отвечает более условиям, установленным в статьях 12 (субъекты права на подачу заявки) и 82 (процессуальный представитель), независимо от того, кто является первоначальным правообладателем либо его правопреемником в результате передачи права на сорт растения.
В главе V части второй Регламента Совета ЕС (ст. 22-29) право на сорт растения ЕС рассматривается как объект права собственности.
В статье 22 закреплена норма о приравнивании права на сорт растения ЕС к национальному праву на сорт растения. Если в статьях 23 и 29 не предусмотрено иное, право на сорт растения ЕС как объект собственности рассматривается как целое на всей территории ЕС в качестве соответствующего права собственности в государстве-члене, в котором:
- в соответствии с записью в Реестре ЕС по сортам растений правообладатель имеет место жительства, место пребывания или предприятие на соответствующую дату;
- если не применима упомянутая выше норма, упомянутый первым представитель правообладателя, указанный в данном Реестре, имеет место жительства, место пребывания или предприятие на соответствующую дату.
В случае неприменения упомянутых выше норм государство - член ЕС определяется по месту пребывания Ведомства ЕС по сортам растений.
В статье 23 урегулированы вопросы уступки права на сорт растения ЕС. Право на сорт растения ЕС может быть объектом уступки одному или нескольким правопреемникам, однако только в отношении тех, кто удовлетворяет условиям, установленным в статьях 12 и 82 Регламента Совета ЕС. Уступка должна осуществляться в письменной форме и требует подписи сторон договора, за исключением случаев, когда она вытекает из судебного решения либо других актов, завершающих судебное производство. В противном случае она считается недействительной.
За исключением положений, предусмотренных статьей 100 (последствия изменения в обладании правами на сорта растений ЕС), передача права не должна затрагивать права, приобретенные третьими лицами до даты этой передачи.
Передача права не признается действительной Ведомством и не может противопоставляться третьим лицам, до тех пор пока не будут представлены документальные свидетельства об этом и сведения о ней не будут внесены в Реестр ЕС по сортам растений. Однако передача права, сведения о которой еще не были внесены в Реестр, может противопоставляться третьим лицам, которые приобрели право после даты передачи, но знали о передаче в момент, когда они приобретали это право. Согласно статье 79 Регламента Комиссии ЕС сведения о передаче права на сорт растения ЕС вносятся в Реестр по факту представления либо письменных доказательств о наличии передаточного акта, либо официальных документов, подтверждающих передачу права, либо выдержек из этого акта или этих документов.
Согласно статье 24 право на сорт растения ЕС может быть объектом исполнительного производства, временных, в том числе защитных, мер на основании Луганской конвенции от 16 сентября 1988 г. о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам.
Право на сорт растения ЕС может быть включено в судебное разбирательство по вопросам банкротства или в другие подобные производства (ст. 25).
В соответствии с положениями статьи 27 право на сорт растения ЕС может быть (полностью или частично) объектом лицензионного договора. Лицензии могут быть исключительными и неисключительными. Правообладатель может привлечь к ответственности лицензиата, нарушающего какое-либо из условий или ограничений согласно лицензионному договору.
В части шестой Регламента Совета ЕС (ст. 94-107) закреплены нормы об ответственности за нарушение права на сорт растения ЕС (контрафакцию) и подсудности дел в указанной сфере.
В статье 94 установлено, что любое лицо может преследоваться правообладателем в судебном порядке с целью запретить правонарушение или получить разумную компенсацию, или для достижения обеих этих целей, если оно:
- совершит одно из действий, указанных в пункте 2 ст. 13 (запрещенные, контрафактные действия), не будучи наделенным полномочиями на это относительно охраняемого сорта растения ЕС;
- использует ненадлежащим образом наименование сорта растения, как указано в пункте 1 ст. 17, либо не сообщает соответствующую информацию, как указано в пункте 2 этой статьи;
- в нарушение пункта 3 ст. 18 использует наименование охраняемого сорта ЕС либо сходное с ним обозначение.
Кроме того, любое лицо, действующее умышленно или небрежно, должно нести ответственность за причиненный правообладателю вред. В случае незначительной небрежности требования правообладателя могут быть уменьшены сообразно степени такой небрежности.
В статье 95 предусмотрена временная охрана, согласно которой правообладатель может требовать разумную компенсацию от любого лица, в промежуток времени между публикацией заявки и предоставлением права на сорт растения ЕС совершившего одно из действий, которое ему было бы запрещено после указанного периода времени.
Срок исковой давности согласно статье 96 относительно контрафактных действий следующий: три года с момента, когда право на сорт растения было окончательно предоставлено, а правообладатель получил сведения о совершенном правонарушении и о личности правонарушителя, либо, в случае отсутствия таких сведений, после истечения 30 лет после совершения правонарушения.
В соответствии со статьей 97 допускается дополнительное (субсидиарное) применение национального законодательства в случаях получения правонарушителями прибыли в результате контрафакции. В таких ситуациях суды, компетентные согласно статьям 101 и 102, должны применять нормы их национального законодательства, включая их международное частное право, в отношении восстановления нарушенных прав.
В статье 101 определена подсудность по делам о нарушении права на сорта растений ЕС и правила производства по этим делам. Так, производства по такого рода делам должны проводится в судах:
- государства - члена ЕС или государства - участника Луганской конвенции, в котором ответчик имеет место жительства, место нахождения или, в отсутствие таковых, свое предприятие;
- если упомянутое выше условие невыполнимо, в судах государства - члена ЕС, где истец имеет место жительства, место нахождения или, в отсутствие таковых, свое предприятие;
- если упомянутое выше условие также невыполнимо, в судах государства - члена ЕС, где расположено Ведомство ЕС по сортам растений.
Субъекты права на подачу иска о контрафакции определены в статье 104: правообладатель, лицензиат, если иное не предусмотрено в исключительной лицензии либо не установлено Ведомством согласно статьям 29 и 100(2) Регламента Совета ЕС. Кроме того, любой лицензиат в целях получения компенсации за причиненный ему вред наделен правом участвовать в процессе, начатом правообладателем в связи с подачей им иска о контрафакции.
Важно отметить норму статьи 105, согласно которой национальный суд или другой орган, рассматривающий дело о праве на сорт растения ЕС, должен рассматривать это право в качестве действительного.
В статье 107 предписано, что государства - члены ЕС должны предпринять все необходимые меры с тем, чтобы гарантировать, что те же самые положения применимы для наказания за нарушения прав на сорта растений ЕС, которые применяются в делах о нарушениях соответствующих национальных прав на сорта растений.
Библиография
Абдуллин А. Унификация правовой охраны новых сортов растений в Европейском Союзе // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2007. N 4. N 8.
http://www.cpvo.europa.eu/main/fr/.
В.И. Еременко,
начальник Отдела права Евразийского патентного ведомства,
доктор юридических наук
"Законодательство и экономика", N 1, январь 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Official Journal of the European Union (далее - OJEU). 1994. L 227. P. 1.
*(2) Абдуллин А. Унификация правовой охраны новых сортов растений в Европейском Союзе // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2007. N 4. С. 55-62; N 8. С. 68-75.
*(3) OJEU. 2009. 24 sept. L 251. P. 3.
*(4) OJEU. 1995. 1 june. L 121. P. 0031-0036.
*(5) OJEU. 1995. 25 july. L 173. P. 0014-0024.
*(6) http://www.cpvo.europa.eu/main/fr/.В дальнейшем изложении, если не указано иное, информация получена из указанного источника.
*(7) http://www/cpvo.europa.еu/documents/lex/guidelines/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовая охрана сортов растений в Европейском Союзе
Автор
В.И. Еременко - начальник Отдела права Евразийского патентного ведомства, доктор юридических наук
"Законодательство и экономика", 2014, N 1