Почем рабочее место, или Спецоценка условий труда
01.01.2014 вступил в силу Закон о спецоценке условий труда*(1), согласно которому проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) является обязанностью каждого работодателя.
Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий, обязательных для каждого работодателя, в ходе проведения которых специальные эксперты идентифицируют вредные (или) опасные производственные факторы и оценивают уровень их воздействия на работника. Данная оценка проводится с учетом отклонения фактических значений идентифицированных факторов от установленных нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (СЗ).
Проведение СОУТ государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Для чего нужна СОУТ
Список вариантов, для чего могут применяться результаты СОУТ, является открытым, то есть работодатель может использовать результаты СОУТ по своему усмотрению, а не только в целях, указанных в законе (ст. 7 *(2)). В частности, результаты СОУТ могут применяться для:
- установления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФ РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- решения вопроса о связи заболеваний сотрудников с вредными и (или) опасными производственными факторами на их рабочих местах, а также расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда;
- определения видов, объема и условий предоставления санитарно-бытового обслуживания и медобеспечения работников;
- принятия решения об установлении ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков.
Сроки проведения СОУТ
Плановая СОУТ должна проводиться не реже чем раз в 5 лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 4 ст. 8).
Если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест уже была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, плановая СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации (ч. 4 ст. 27). Работодатель имеет право провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
К сведению. Работодатель может использовать результаты аттестации, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона о спецоценке условий труда, для тех же целей, что и результаты СОУТ.
СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018 (ч. 6 ст. 27). Данное положение не касается рабочих мест, в отношении которых согласно ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке условий труда идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ВОПФ) не осуществляется:
- если профессии, должности, специальности работников включены в списки видов трудовой деятельности, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- если работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- если по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
В статье 17 Закона о спецоценке условий труда перечислены случаи проведения внеплановой СОУТ:
1) в эксплуатацию введены вновь организованные рабочие места;
2) инспектор труда выдал предписание о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований Закона о спецоценке условий труда;
3) изменен технологический процесс или заменено оборудование, при том что такое изменение способно оказать влияние на уровень воздействия ВОПФ на работников;
4) изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, при том что такое изменение может оказать влияние на уровень воздействия ВОПФ;
5) изменены применяемые СЗ, при том что это способно оказать влияние на уровень воздействия ВОПФ;
6) на рабочем месте произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие ВОПФ;
7) имеются мотивированные предложения профсоюзных организаций или иных представительных органов работников о проведении внеплановой СОУТ.
Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 17).
Привлечение специализированной организации
Для проведения СОУТ работодатель привлекает специализированную организацию и заключает с ней гражданско-правовой договор (ч. 2 ст. 8). При этом организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать определенным требованиям (ст. 19):
1) проведение СОУТ указано в уставных документах организации в качестве вида ее деятельности;
2) специалисты организации имеют сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ;
3) организация имеет в качестве структурного подразделения аккредитованную испытательную лабораторию (центр).
Организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие ее соответствие перечисленным требованиям (п. 2 ч. 2 ст. 6).
Впоследствии организация, проводящая СОУТ, должна быть включена в реестр. Формирование и ведение реестра организаций и экспертов поручено федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч. 1 ст. 21).
Организации, проводящие СОУТ, и эксперты должны быть независимыми. Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о спецоценке условий труда в качестве экспертов не могут выступать:
- государственные контролеры, а также лица, уполномоченные на проведение госэкспертизы условий труда;
- представители организаций-учредителей (в том числе их дочерних обществ, филиалов, представительств), а также представители организаций, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве*(3) с учредителями, в том числе с должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение СОУТ;
- представители юрлиц, имеющих с работодателем общих учредителей.
Если заинтересованность организации, проводящей СОУТ, или ее эксперта может повлиять на результаты оценки, то проведение такой оценки будет квалифицировано как возникновение конфликта интересов. Согласно ч. 4 ст. 22 Закона о спецоценке условий труда данная ситуация недопустима при проведении СОУТ.
Среди требований к экспертам следует отметить обязательное наличие сертификата на право выполнения работ по СОУТ (ч. 1 ст. 20). Форма сертификата эксперта будет установлена соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда попадает под действие КоАП РФ.
Порядок проведения СОУТ
Для проведения СОУТ работодатель должен образовать специальную комиссию, включив в ее состав своих представителей (в том числе специалиста по охране труда), представителей профсоюза или иного представительного органа работников. Состав и порядок деятельности комиссии должен быть утвержден приказом (распоряжением) работодателя. Также работодатель утверждает график проведения СОУТ.
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ. Обратите внимание, что перечень должен формироваться с учетом аналогичных рабочих мест. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9). Например, если рабочие столы секретаря и бухгалтера расположены рядом, эти места не будут признаны аналогичными, так как не выполняется требование соответствия одной и той же профессии. Аналогичными не будут признаны места бухгалтеров, если одно находится в помещении, оборудованном кондиционером, а другое - в не оборудованном кондиционером. Если в ходе проведения СОУТ хотя бы одно из мест, включенных в перечень, не будет соответствовать признакам аналогичности, СОУТ должна будет пройти на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 5 ст. 16).
СОУТ может быть проведена в отношении 20% общего числа рабочих мест, признанных аналогичными (но не менее чем двух), - ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.
В отношении дистанционных и надомных работников спецоценка условий труда не проводится (ч. 3 ст. 3).
Идентификация производственных факторов
Как уже было сказано, главная цель СОУТ - это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, то есть сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с аналогичными факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
При проведении СОУТ учитываются:
- используемые работниками оборудование, материалы и сырье, являющиеся источниками ВОПФ, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством РФ, проводятся обязательные медосмотры работников;
- результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений ВОПФ;
- случаи производственного травматизма и (или) установления профзаболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте ВОПФ;
- предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и опасных факторов.
Работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения СОУТ и не совершать преднамеренных действий, препятствующих проведению СОУТ и влияющих на результаты оценки (п. 2 и 3 ч. 2 ст. 4).
Если ВОПФ не будут идентифицированы, то условия труда на данном рабочем месте комиссия признает допустимыми, а исследования (испытания) и измерения ВОПФ проводиться не станут. Если ВОПФ будут идентифицированы, то комиссия примет решение о проведении соответствующих исследований (испытаний) и измерений (ч. 4, 5 ст. 10). Обратите внимание: выше в статье были названы рабочие места, идентификация которых не осуществляется (ч. 6 ст. 10).
Что измеряют и исследуют
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям ВОПФ на рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов. Все эти факторы указаны в ч. 1 и 2 ст. 13 Закона о спецоценке условий труда.
Измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:
- физические: аэрозоли, различные шумы, ионизирующие и неионизирующие излучения, переменные электромагнитные поля, параметры микроклимата, световой среды;
- химические: химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников;
- биологические: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
Исследованию и измерению также подлежат тяжесть и напряженность трудового процесса.
Результаты СОУТ
Условия труда по степени вредности и (или) опасности могут быть подразделены на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ст. 14). Работодатель вправе требовать от организации, проводящей СОУТ, обоснования результатов оценки (п. 1 ч. 1 ст. 4). Работодатель имеет право обжаловать действия организации, проводящей СОУТ (п. 4 ч. 1 ст. 4).
Организация, проводящая СОУТ, обязана составить отчет, в который, в числе всего прочего, должен быть включен перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда (п. 8 ч. 1 ст. 15). Работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов СОУТ (п. 6 ч. 2 ст. 4). Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения СОУТ под подпись не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 5 ст. 15), а также дать необходимые разъяснения по данному вопросу (п. 5 ч. 2 ст. 4).
Если работодатель имеет официальный сайт, то информация об установлении классов условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда должна быть размещена на сайте (ч. 6 ст. 15).
М.Г. Гусев,
эксперт журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
*(2) Здесь и далее в скобках указаны статьи и пункты Закона о спецоценке условий труда.
*(3) Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"