Что, зачем и почем: обоснование и нормирование закупок
Обеспечение гласности и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок входит в цели Закона N 44-ФЗ*(1). Именно поэтому Законом N 44-ФЗ вводятся понятия "обоснование закупок" и "нормирование закупок". Рассмотрим эти понятия.
Обоснование закупок
С 01.01.2015 вступает в силу ст. 18 Закона N 44-ФЗ, регламентирующая порядок обоснования закупок. Согласно п. 1 данной статьи заказчик обязан обосновать закупку, установив соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законам РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Цели осуществления закупок определяются с учетом положений ст. 13 Закона N 44-ФЗ:
1) обеспечение достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами и муниципальными программами;
2) обеспечение исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
3) обеспечение выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
При формировании плана закупок и плана-графика заказчик должен обосновать закупку. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования будут установлены Правительством РФ.
Объект и (или) объекты закупки заказчик должен будет обосновать при формировании плана закупок.
При формировании плана-графика заказчиком обосновываются:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта*(2);
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*(3), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно п. 4 ст. 18 Закона N 44-ФЗ оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок.
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Мониторинг обеспечивается органами исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией.*(4)
Аудит в сфере закупок проводит Счетная палата, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Уполномоченные органы анализируют и оценивают результаты закупок, в том числе достижение целей осуществления закупок.*(5)
Контроль в сфере закупок - задача органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Контроль выполняется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.*(6)
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 44-ФЗ по результатам мониторинга закупок, аудита или контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.
Нормирование закупок
Понятие "нормирование закупок" вводится ст. 19 Закона N 44-ФЗ. Эта новация связана с серией громких скандалов, разразившихся после выявления госзакупок, объектом которых были предметы роскоши или товары с избыточными потребительскими свойствами (например, автомобили премиум-класса или мебель ручной работы).
Нормирование - это установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам (ТРУ), в том числе их предельной цены. Понятие "нормирование" также включает установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Часть 2 ст. 19 Закона N 44-ФЗ конкретизирует особенности установления требований. Данные требования могут касаться количества, качества, потребительских свойств и иных характеристик ТРУ. Главный критерий - закупаемые товары, работы, услуги должны в полной мере обеспечивать государственные и муниципальные нужды, однако они не должны иметь избыточные потребительские свойства или являться предметами роскоши.
Закон N 44-ФЗ не определяет понятия "избыточные потребительские свойства" и "предметы роскоши". Не раскрываются данные понятия и в других законодательных актах РФ. Поэтому можно сказать, что они являются субъективными.
Рассмотрим ситуацию, когда учреждение, расположенное в сельской местности, закупает автомобиль для поездок сотрудников в город. Если приобретается экономичный внедорожник среднего класса, то закупка не будет обладать избыточными потребительскими свойствами: транспорт нужен для функционирования учреждения. Если же документация о закупке содержит требования, предъявляемые к автомобилям премиум-класса, то закупка будет признана предметом роскоши или обладающей избыточными потребительскими свойствами, поскольку немалая стоимость бренда, входящая в стоимость закупки, не влияет на функционирование учреждения. С другой стороны, если учреждение закупает автомобиль премиальных брендов для представительских целей (например, чтобы встречать важных зарубежных гостей, чьи решения являются ключевыми для деятельности учреждения) и приобретение выгоднее, чем аренда (требуется обоснование), то закупка будет признана целесообразной, поскольку стоимость бренда является составляющей имиджа учреждения, а имидж в данном случае необходим для повышения результативности деятельности бюджетного учреждения.
Закон N 44-ФЗ не содержит и разъяснения понятия "государственные и муниципальные нужды". Более того, определения государственных и муниципальных нужд нет и в действующем законодательстве РФ. Понятия "государственные нужды", "муниципальные нужды" и "нужды бюджетных учреждений" содержала ст. 3 Закона N 94-ФЗ*(7), однако данный закон с 01.01.2014 утратил силу.
К сведению. Под государственными нуждами в Законе N 94-ФЗ понимались обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, госзаказчиков в ТРУ, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, госзаказчиков, для исполнения международных обязательств РФ, либо потребности субъектов РФ, госзаказчиков в ТРУ, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, госзаказчиков. Под нуждами бюджетных учреждений понимались обеспечиваемые бюджетными учреждениями потребности в ТРУ соответствующих бюджетных учреждений.
Статья 20 Закона N 44-ФЗ с 01.01.2016 вводит обязательное общественное обсуждение закупок. Если в ходе обсуждения будет установлено, что закупка имеет избыточные потребительские свойства или является предметом роскоши, то она может быть отменена.
Для того чтобы положение о нормировании закупок заработало, Правительство РФ должно установить и разместить в единой информационной системе общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 3 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). Такие правила будут включать общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, а также общие требования к отдельным видам ТРУ (в том числе предельные цены ТРУ) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.
К сведению. Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, осуществляющее закупки, тоже относится к категории заказчиков. На основании этого нормативные затраты на обеспечение функций бюджетного учреждения могут быть регламентированы требованиями нормирования.
После установления и принятия общих правил нормирования будут приняты правила нормирования в сфере закупок ТРУ для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Их устанавливают соответственно Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации. Эти правила должны соответствовать общим правилам нормирования.
На основании правил нормирования в сфере закупок для обеспечения федеральных и муниципальных нужд, нужд субъектов РФ государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами должны утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов. Требования должны включать, в частности, предельные цены ТРУ.
Принятие правил нормирования закупок
/-----------------\ /-------------------------------------------------\
|Правительство РФ | | Общие правила нормирования закупок |
| | |-------------------------------------------------|
| | | Общие требования к | Общие требования к |
| |--|разработке, принятию, | отдельным видам ТРУ |
| | | к содержанию и | Нормативные затраты на |
| | |обеспечению исполнения| обеспечение функций |
| | | правовых актов о | заказчиков |
| | | нормировании | |
\-----------------/ \-------------------------------------------------/
/-----------------\ /-------------------------------------------------\
|Правительство РФ | |Правила нормирования закупок для обеспечения нужд|
|Органы субъектов | | федеральных, муниципальных, субъектов РФ |
| РФ | |-------------------------------------------------|
| Местные | | Требования к | Требования к отдельным |
| администрации |--|разработке, принятию, | видам ТРУ Нормативные |
| | | к содержанию и | затраты на обеспечение |
| | |обеспечению исполнения| функций заказчиков |
| | | правовых актов о | |
| | | нормировании | |
\-----------------/ \-------------------------------------------------/
/-----------------\ /--------------------------\
| Государственные | | Требования к отдельным |
| органы | | видам ТРУ закупаемым |
|Органы управления| | указанными органами и |
|государственными |-------------------------| подведомственными |
| внебюджетными | | бюджетными учреждениями |
| фондами | | Нормативные затраты на |
| Муниципальные | | обеспечение функций |
| органы | | указанных органов |
\-----------------/ \--------------------------/
Я.Ю. Королева,
эксперт журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Порядок обоснования цены контракта установлен ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
*(3) Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены гл. 3 Закона N 44-ФЗ.
*(4) Статья 97 Закона N 44-ФЗ.
*(5) Статья 98 Закона N 44-ФЗ.
*(6) Глава 5 Закона N 44-ФЗ.
*(7) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"